Андрей Лепёшкин: «Купцы были людьми абсолютно разными, но у них был свой кодекс поведения».

Поделиться:

В начале нынешнего года было учреждено «Рязанское купеческое общество», одним из учредителей которого выступило региональное отделение «Деловой России». Среди целей организации - содействие объединению потомков купеческих фамилий, внёсших вклад в становлении России в конце XIX - начале XX века, а также нынешних бизнесменов, для которых приоритетной целью деятельности является возрождение традиций российского купечества и создание положительного образа современного предпринимателя как надёжной опоры российского государства.

Председатель «Рязанского купеческого общества» Андрей Лепёшкин рассказывает о деятельности организации.

- Андрей, как возникла идея создания «Рязанского купеческого общества»?

- Идея эта пришла в голову еще нашим предкам достаточно давно: практически в каждом губернском городе было свое купеческое общество.  Точно также как в каждом городе было дворянское собрание, и купцам, обладающим определенным состоянием, тоже хотелось иметь свое общество. Им тоже хотелось быть людьми значимыми. Самое известное купеческое общество – это организованное в XVIII веке Московское купеческое общество, куда входили практически все богатейшие люди города. В Рязани было некое подобие такого общества. Оно не называлось Рязанским купеческим обществом и не было очень значимым, ведь и тогда играла большую роль близость к Москве - многие из рязанских купцов уезжали в столицу.

- Но ведь общество – это не только объединение людей, это определенные правила…

- Купечество прошло путь от накопления капитала к цивилизованному рынку. И возникла необходимость ввести некий свод правил, по которым вести дела, чтобы друг другу не мешать. И вопросы эти уже в XIX веке они предпочитали решать мирным путем. Свою роль сыграл большой наличный оборот денег. Люди должны были верить на слово друг другу, что впоследствии было закреплено правилом купеческого рукопожатия, которое крепче контракта. Человеку можно было дать без расписки крупную сумму в долг и быть уверенным, что он тебе отдаст. Хоть люди были абсолютно разные, у них был между собой свой кодекс поведения. 

В этом сословии жизнь была своеобразная. Большую роль играла и организация общества того времени. Если брать 19 век, то недавно отменили крепостное право, и очень много среди купцов было так называемых нуворишей, которые вот только что вошли в сословие. За примером далеко ходить не надо. Это, например, хозяин села Константиново Иван Петрович Кулаков. Получается, что Константиново – не только Есенин, это прежде всего Кулаков, хозяин Хитрова рынка в Москве, хозяин всех ночлежек, теневой король Москвы. Он уроженец села Константиново, которое впоследствии и приобрел в собственность. 

- Фамилия Лепёшкин – купеческая?

- Я потомок московских купцов первой гильдии. До того как они стали купцами московскими, они были купцами каширскими, в городе Кашира нас до сих пор помнят. Два моих предка занимали пост московского городского головы - выборную должность из купеческого сословия. Это Семен Логинович Лепешкин и Иван Артемьевич Лямин.

- Давайте вернемся в современность. В чем заключается сегодняшняя деятельность Рязанского купеческого общества»?

- У нас возникло желание создать «Рязанское купеческое общество» по примеру «Московского купеческого общества», которое было возрождено в 90-е годы. Сейчас у нас есть несколько потомков рязанских купеческих родов. Ведь купец в широком смысле это предприниматель, человек не только покупающий и продающий, но и производственник. И он покупает не только товар, но и, например, рабочую силу, покупает заводы, фабрики, предприятия. Поэтому получается, например, что «Деловая Россия» - это объединение современных купцов.

Направление нашей деятельности сейчас, в первую очередь, - возродить некую добрую память  о тех людях, которые много сделали для нашего города.  В целях популяризации купеческой темы мы сняли фильм про короля русской картошки. Второе направление – это музейные экспонаты. Если мы в ходе своих исследований обнаруживаем очень ценные материалы, мы делаем с них копии и распространяем по музеям.