Публикуем доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова на конференции «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России» в Рязани 26 октября:
- Спасибо большее всем собравшимся. Я очень рад быть сегодня в Рязанской области, тем более, что считаю ее родиной своего собственного дела, бизнеса. Первое совместное предприятие, которое в моей жизни пришлось создавать, было именно здесь, вместе с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом, это было производство масел. Я тогда приобрел первую в своей жизни машину, «девятку». Мне от экспорта давали отчисления, и я с гордостью тогда из Рязани уехал на собственной девятке в Москву. Так что у меня очень радостные воспоминания о Рязани. А первая машина - самая любимая, несмотря на то, какие потом были.
Очень интересно следить за тем, что здесь очень большая команда наших людей, наших товарищей, которые в разных направлениях с нами работают. Поэтому для нас очень интересно заниматься проблемами и, по возможности, помогать Рязанской области.
Хочу сказать, что мы, как институт, он сейчас называется «Экономики роста имени Столыпина», а в прошлом - Столыпинский клуб, предлагаем пути. Работа, которая называется «Стратегия роста», сделана по поручению Президента Российской Федерации. Две другие программы – Кудринская и Министерства экономического развития – в основном тайные, а мы абсолютно открытые. 28 февраля прошлого года мы ее опубликовали, и главное, что мы там предложили - мы поддержали Президента главным целевым показателем проста экономики у нас в стране. Это должны быть высокопроизводительные рабочие места.
Высокопроизводительные рабочие места, с одной стороны, - это развитие экономики: чем больше развитие экономики, тем больше рабочих мест, а высокопроизводительные – это значит и качественное развитие экономики, инвестиции, рост производительности труда. Но с другой стороны, это и социальный фактор. Понятно, что рабочие места – это главный социальный фактор. Карман каждой семьи на 80 процентов зависит только от зарплаты и на 20 процентов от всего остального. Поэтому этот KPI, который президент в своих майских указах выдвинул – целевой показатель, ориентир для всей страны. Мы его поддерживаем и продолжаем утверждать, что это самое главное направление, главный целевой показатель для всей страны. Тем более, что мы начинаем его правильно считать. Мы считаем его от добавленной стоимости, а в целом в стране он считался от зарплат и до настоящего времени считается от среднего уровня заработной платы, что, в общем-то, является совершенно неправильным ориентиром. Мы считаем от добавленной стоимости на одного работника и считаем вместе с федеральной налоговой службой.
Я могу сказать, что многие думают, что это работа с большими базами данных, бигдейтами, как принято говорить. Эта фраза стала у нас часто упоминаемой, так вот здесь реальный бигдейт. Это работа федеральной налоговой службы над огромным массивом данных. Они поднимают бухгалтерию, то есть балансы каждой компании, и для нас выдают информацию. Это реальная информация о том, что происходит у нас в экономике. Мы считаем их по 16 видам деятельности, плюс перерабатывающая промышленность еще по 16 . Для каждой установлен свой барьер производительности. Мы не сравниваем, например, торговлю по производительности с финансовым сектором или обрабатывающим сектором. Каждый имеет свой барьер, поэтому это реально показывает высокую производительность в тех или иных отраслях.
Что происходит в России? В целом можно сказать, что высокопроизводительные рабочие места по добавленной стоимости растут. И мы видим, что это цифра достаточно большая. Мы прибавили за последние пять лет почти 4 миллиона высокопроизводительных рабочих мест. Эта цифра сегодня составляет больше 17 миллионов, а вы знаете, что показатель для нас составляет 25 миллионов. Но при этом хотел бы обратить ваше внимание, на что мы натолкнулись, изучая эти цифры: в целом у нас очень серьезно падает общее количество рабочих мест. Многие говорят, что есть успехи в экономике, но вот один показатель – количество рабочих мест в стране – за пять лет упал на 6,6 миллиона человек. Это говорит о том, что структурные проблемы экономики, о которых мы много говорим, они реально были, и не с 14-го года, а еще раньше.
Лидеры падения рабочих мест – это те отрасли, которые нам очень нужны: это транспорт и связь, но самое главное, это здравоохранение, образование и обрабатывающее производство. В них мы теряем. Зато растут достаточно быстрыми темпами финансовая деятельность – 38 процентов, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, это те отрасли, которые набирают сотрудников. А вот по высокопроизводительным местам история полностью противоположная. Обрабатывающее производство на первом месте по росту высокопроизводительных рабочих мест. Это наша главная ударная сила в технологическом прогрессе и росте производительности труда. Далее - транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии и сельское хозяйство. А в конце списка - там сокращения. Это государственное управление, в котором мы сегодня теряем высокопроизводительные рабочие места.
Что же в Рязанской области? Мы сегодня делаем отдельно анализ по каждой области. Могу сказать, что ничем особенно регион нас не удивил, потому что общие тренды сохраняются. Мы видим, что общее количество рабочих мест за последние пять лет сократилось - минус 86 тысяч, зато на небольшую долю выросло количество высокопроизводительных рабочих мест - плюс 12 тысяч, хотя некие опасения были из-за того, что в прошлом году показатели сокращались. В целом Рязанская область находится пока еще не на вершине в табели о рангах по развитию и технологическому оснащению экономики. Производительность труда в регионе в общих режимах налогообложения более чем в два раза ниже, чем по стране.
Быстрее всего росли производство и электрооборудование, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов по высокопроизводительным рабочим местам. При этом мы считаем, что потенциал роста Рязанской области велик. Инвестиционная привлекательность должна быть высокая. Мы видим, что, прежде всего, она находится в обрабатывающей промышленности, количество рабочих мест может возрасти на 25 тысяч, до 59 тысяч. Кроме этого, сельское хозяйство, транспорт и связь. По крайней мере, на первый взгляд, мы видим, что в этих отраслях есть потенциал роста.
Что надо делать? Это вопрос, который больше всего нас волнует, на который мы пытаемся дать ответ в Столыпинском клубе: что нужно делать для того, чтобы развиваться и расти? Но сначала надо понять, что же сдерживает развитие бизнеса. И вот здесь мы часто не соглашаемся с нашими оппонентами, которые немного по-другому понимают проблему бизнеса.
Некоторая часть экспертов согласны с мнением людей, которые не очень близки к экономике. Провели опрос мнения населения и мнения бизнеса: какие проблемы сдерживают бизнес? По мнению населения, тех людей, которые не каждый день сталкиваются с этой проблемой, на первых местах - бюрократия, коррупция, суды, общий уровень налогов. Это все считают проблемой. Мнение же бизнеса немного другое. Бизнес считает, что больше всего его сегодня не устраивает неопределенность экономической ситуации. Раньше жили по одному – нефть высокая, спрос на внутреннем рынке растет, мы развиваемся, а сейчас непонятно, что происходит – спрос падает, при этом процентные ставки по-прежнему высокие, сейчас они меньше, но все равно это проблема. И они не понимают, как будет дальше вести свою стратегию, свою программу наше правительство. А дальше идут все наболевшие главные вопросы, связанные с издержками. Это и налоги, и проценты по кредитам, и тарифы, т.е. спрос на внутреннем рынке, это то, что связано с деятельностью компаний, потому что стало невыгодно, экономически неэффективно во многих отраслях. И это главный вывод.
Наше отличие от той же стратегии ЦСР (Центра стратегических разработок), которая говорит, - нет, надо менять институты, и сначала самое главное – низкая инфляция. Мы говорим – нет, давайте создадим для бизнеса нормальные условия, чтобы они развивались, и тогда все пойдет. Дальше уже будут и институты, и инфляция будет уменьшаться. С 2006 года падала эффективность возвратной инвестиции, рентабельность как у крупных предприятий, так и у малых. В 2014 г. рентабельность поднялась за счет падения курса рубля, но мы уже выработали этот ресурс, но до докризисного уровня она все равно не доросла. Сейчас она опять падает. Что нужно делать?
Мы предлагаем идти двумя основными направлениями. С одной стороны, это должна быть макроэкономика: создавать общие системы и условия развития предпринимательства и инвестиций. С другой стороны - работать с каждым предприятием, с каждым отдельным проектом, с каждым кластером и регионом, сектором экономики. Это то, что называется промышленная политика, или, другими словами, микроэкономика.
Если говорить о макроэкономике, то очень важны институты, нужна судебная реформа, но это быстро не сделаешь. Поэтому наше предложение – не дожидаясь этих институциональных структурных реформ, хотя надо идти по этому пути, уже сегодня придать динамику экономике, дать возможность ей развиваться, начать сегодня создавать все больше и больше бизнеса, а значит, среднего класса, тогда все остальное постепенно придет. Поэтому главное вот что - это стоимость кредита, т.е низкая процентная ставка. У нас инфляция сегодня , как Владимир Владимирович Путин сказал, уже 3,7 , а ставка сейчас 8,5, т.е. почти в 3 раза больше (с 30 октября установлена ставка 8,25). Также - умеренно низкий стабильный рубль, тарифы на услуги.
Мы сегодня уже обсуждали с Николаем Викторовичем Любимовым то, что тарифы завышены сегодня в России. Практически центральная власть в лице ФАС утратила контроль за установлением тарифов. Да и региональные власти фактически удалены от этого процесса решения. Поэтому туда заносится огромное количество затрат, инвестиционных, неинвестиционных, текущих, которые ложатся на наш с вами тариф. В результате мы вынуждены платить, зато как хорошо себя чувствуют энергетики!
Мы сегодня считаем тариф по регионам, уже двух руководителей региональных организаций по установлению тарифов (РЭК) уже сняли губернаторы, потому что там были просто откровенные нарушения порядка нарушения тарифов. Поэтому мы предлагаем заморозить тарифы на два года, а потом перейти вообще к новой методике расчета тарифов. У нас есть рабочая группа, поэтому, если есть интерес у вас, мы можем посчитать даже для отдельного предприятия, насколько тариф установлен правильно.
Налоговая реформа - те, кто инвестирует, должны платить меньше. Мы считаем это очень важным. Этот инструмент должен работать, хотя власти его не очень используют. Мы считаем, что мы должны стимулировать спрос, мы за то, чтобы ипотека была сегодня 5 процентов, это специальная программа. Отечественное машиностроение должно поддерживаться такими программами субсидирования процентной ставки считаем очень важным развитие экспорта. Это тоже должно стимулироваться. Это происходит сегодня, но еще в недостаточных объемах. Ну, и конечно, должны поддерживаться бюджетные инвестиции.
За это нас очень сильно критикуют, это программа так называемого количественного смягчения, она проводится сегодня в Америке, в Европе, и в Японии, когда государства на кризисе почувствовали, что нельзя уже больше сжиматься. Готовиться к кризису, попытаться затягивать пояса – это одна из тактик, которые использовались раньше во всем мире. Она уже не работает, и предлагается политика активных государственных инвестиций в экономику, для того, чтобы поддерживать спрос, прежде всего, на внутреннем рынке и давать определенные льготы для развития производства и инвестиций. Мы предлагаем такую программу, на полтора триллиона рублей. Это очень маленькая сумма. Сегодня Банк России потратил значительно большие средства на то, чтобы закрыть дыры в банках, а мы это просим на всю экономику России по программе количественного смягчения.
Это, прежде всего, субсидирование кредитов, проектное финансирование, финансирование малого бизнеса по специальной системе, которая есть в Центральном банке. Был выдан один кредит из так называемых секъюритизирвоанных пакетов малого бизнеса, и так это дело заглохло. Необходимо, чтобы эти вещи работали. Макроэкономические вещи на Рязанской земле тоже можно привлекать, но это, конечно, прежде всего, Федеральный уровень. Но микроэкономика работает непосредственно в регионе и в очень большой степени зависит от того, насколько активно власти занимаются привлечением инвестиций, какие они создают институты для того, чтобы это осуществилось.
Мы, как институт, предложили целый комплекс интересных инвестиционный проектов, мы их называем проекты Роста, это так называемые кластеры по всей стране, их сегодня почти сто в различных регионах. Они направлены на отдельные сектора или отрасли экономики, могут быть межрегиональными, могут быть вообще внетерриторальными. На такого рода проектах развивались экономики Европы, например, Германии, Америки. Здесь, конечно, нужно сотрудничать, мы услышали от Николая Викторовича, что создается специальный институт по поддержке кластерного развития, надеюсь, что мы можем скоординировать эту работу и предложить еще какие-нибудь вещи, технологии, и потом войти в государственную программу. Мы надеемся. Что будет такая государственная программа по поддержке кластеров.
У вас, в принципе, созданы институты, база, логистика всего процесса есть. Но нужны идеи, как, на каких направлениях, в каких отраслях, с какими производствами (фармацевтика, мебельная промышленность, сельское хозяйство) работать. У вас активно сейчас развивается производство строительных материалов. Мне кажется, что на этой базе можно дать толчок развитию. Мир сегодня развивается кластерно. Всем выгодно быть рядом, вместе. Производства, которые в цепочке друг за другом, и которые параллельно работают, могут пользоваться одной инфраструктурой, допустим, технологической, лабораторией, или одним видом оборудования, продавать свой товар единой структурой – такие предложения могут работать, и мы будем их предлагать здесь, в Рязанской области.
Необходимо создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, сейчас 16,6 , до 25 не так много осталось. Мы считаем это вполне реализуемой задачей до 2025 года. В стратегии роста мы предлагаем сегодня Президенту, установить именно такие показатели. Тогда мы реально сможем выполнить одну из задач.
У нас уже была в истории успешная стратегия, это была стратегия Столыпина, реформа Столыпина, которая в результате привела к тому, что практически 10 лет (с 1902 по 1912 год) был самый быстрый период роста населения за всю историю России, особенно, когда Столыпин был председателем правительства с 1905 по 1915 год - мы приросли на 17 миллионов человек. Мы никогда так быстро не росли. И экономика росла очень быстро. Мы занимали первое место в мире по производству зерна, по поголовью скота, промышленность росла на 8 процентов в год. А когда это вызвало большой интерес со стороны Европы, прислали сюда специалиста в 1912 году, его фамилия Тьери, он был представителем Французского государства. Это экономист, который проанализировал результаты реформ Столыпина. Он просчитал, что Россия могла бы быть на первом месте в Европе к 1950 году, если бы сохранились тенденции. К сожалению, они не сохранились. Давайте эти тенденции восстановим и сделаем из России передовую державу!