Борис Титов: «Теневая экономика – новый вызов государству»

Поделиться:

Сопредседатель «Деловой России», Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов опубликовал статью в «Известиях» и дал интервью агентству ТАСС. Предлагаем Вашему вниманию тексты этих публикаций.

Теневая экономика — новый вызов государству

Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов — о том, как сделать малый бизнес легальным.         

Российские чиновники и ученые бьют тревогу. В России ударными темпами растет неформальная занятость, или, иными словами, теневой сектор экономики. По данным Росстата, там задействован почти каждый четвертый трудоспособный россиянин — 15,4 млн человек. Подсчеты РАНХиГС еще более пессимистичны: в тени работают 30 млн — более 40%. Это уже ближе к оценке Всемирного банка, который считает, что в  России в тени находится до 50% экономики. При этом все единодушны, что теневая экономика растет последние годы. Росстат считает, что она выросла на треть за последние шесть лет.

Эти цифры — не абстрактный академизм. Они прямо влияют на нашу жизнь. С зарплат в конвертах не перечисляются социальные платежи, а значит, растет нагрузка на социальные фонды. Люди, занятые в тени, рискуют остаться без какой бы то ни было пенсии. От нелегального бизнеса страдает «белая экономика», государство пытается «добрать» денег с тех, кто виден налоговым и проверяющим органам, потому что так легче. Потребителю тоже несладко: доля некачественной и фальсифицированной продукции на рынке доходит до 50%. Всё это показатель того, что борьба с теневой экономикой становится главным вызовом для российских властей.

Можно проводить исключительно политику «кнута», но ничем хорошим это обычно не заканчивается. В качестве такого «кнута» часто вбрасывают в обсуждение идею налога на тунеядство или лишения безработных прав на бесплатную медицинскую помощь. Налог на тунеядство действует в Белоруссии, и его введение обернулось серьезными беспорядками. Если же лишать медицинской помощи неработающих, то это, с одной стороны, будет граничить с геноцидом по отношению к реальным безработным, а они есть тоже, и в немалом количестве, а если исключить из-под этой нормы тех, кто стоит на бирже труда, то мы получим десятки миллионов фиктивно зарегистрированных на биржах труда и вместо экономии выйдут одни траты. Поэтому просто сказать: «Всем выйти из тени!» — не выйдет.

Рост теневого сектора происходит не от хорошей жизни. Если в нулевые горизонт окупаемости проекта был 5–7 лет, то сейчас 10–15. Малый бизнес обложили множащимися запретами, происходит повышение прямых и косвенных налогов и иных обязательных платежей. При Россельхознадзоре, например, действует целая система бойких компаний, которые в обязательном порядке сертифицируют продукцию. Делают они это не бесплатно и отнюдь не дешево. Если всё сложить, то понятно, почему желающих играть «вбелую» всё меньше. 

Для решения проблемы к ней необходимо подходить комплексно. Прежде всего нужно на деле, а не на словах ввести институт «самозанятых». Действующий закон выхолощен Минфином до полной пустоты. Вместо 45 видов деятельности для самозанятых отвели всего три, а их регулирование почти ничем не отличается от регулирования ИП. Неудивительно, что реформа потерпела полный крах. Число зарегистрированных самозанятых исчисляется десятками, максимум сотнями на всю страну. Надо реализовать эту реформу по нашему варианту — дать самозанятым простое и удобное регулирование: регистрация в одном окне, исчерпывающий платеж по патенту (без регистрации и отчетности перед соцфондами), автоматическое снятие с регистрации по окончании патента, запрет на проверки. И конечно же увеличить до 45 профессий список видов деятельности для самозанятых.

Второе, что надо сделать, — прекратить административную войну против малого бизнеса. Ввести реальные «надзорные каникулы» для малого бизнеса, отказаться как от плановых, так и от внеплановых проверок сроком на три года.

Отдельное внимание надо уделить развитию всех форм торговли, в том числе организованной уличной и мобильной торговли. Права владельцев нестационарных торговых объектов должны быть защищены.

Рядом по смыслу стоит мера по внедрению методов бюджетного стимулирования заинтересованности муниципалитетов в развитии малого и среднего бизнеса. Мы предлагаем для начала оставлять в  муниципалитетах 75% от прироста налогов от субъектов МСП, а в перспективе и все налоги от малых и средних предприятий. Только так чиновники «на земле» будут реально заинтересованы развивать малый бизнес.

Не стоит забывать и о реальной амнистии капиталов. Настоящая, как видим, снова не сработала из-за недочетов. Да и закон о контролируемых иностранных компаниях научились обходить. Поэтому здесь были бы выходом введение «офшорного» коэффициента на налог на имущество, землю, недвижимость, дивиденды и отмена возврата НДС при экспорте для компаний с офшорными владельцами.

Во всем есть свои плюсы. То, что сейчас являет собой теневой сектор, — это огромный резерв для экономического роста, если его обелить. По нашим расчетам, за счет выхода из тени и создания новых предприятий можно увеличить долю МСП в ВВП с 20% (в денежном выражении 12,1 трлн рублей) до 30% (18,2 трлн рублей) и вернуть на баланс российских компаний со счетов в офшорах активов не менее чем на $150 млрд.

 http://izvestia.ru/news/692783

 

Борис Титов: помогите бизнесу, и он поможет стране

Как преодолеть застой в экономике и сделать так, чтобы государство поверило в созидательные силы частного бизнеса? Об этом корреспондент ТАСС поговорил с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым на полях Ялтинского международного экономического форума.

— Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в этом году на 2%. Как вы считаете, получится?

— Темпы роста могут быть и выше. Но только если по-настоящему реформировать экономику. Реализуем "Стратегию роста" — будем расти по 5% в год. Будем топтаться на месте c реформами — будет экономика стагнировать. Ну или, может быть, подрастем, если повезет с нефтью. А не повезет — упадем еще сильнее.

У нас инфляция зависит не столько от количества денег в экономике, сколько от курса рубля, то есть от цен на импортные товары

Сейчас какие-то основания для оптимизма чиновников существуют только по той причине, что цена нефти стабилизировалась на не самом низком уровне. Почему, кстати, инфляция-то сократилась? Потому что нефть подросла. У нас инфляция зависит не столько от количества денег в экономике, сколько от курса рубля, то есть от цен на импортные товары.

А в целом в экономике по-прежнему застой, по-прежнему зависим от экспорта сырья. В малом и среднем бизнесе никакого роста.

— Дмитрий Медведев недавно заявил, что у нас доля малого и среднего бизнеса должна вырасти с 20% до 50%.

— Должна. В теории. Проблема в том, что для этого пока мало что делается. Хотя мы все знаем, что возможности есть. Только теневой рынок малого и среднего бизнеса в России огромный. По данным Всемирного банка, 48% экономики у нас в тени. И Минтруд только что дал свою оценку: 16 миллионов человек никак не оформили свои отношения с государством. Ни налогов, ни социальных отчислений. Это как раз и есть малый бизнес, только его не видно. Для того чтобы вывести его из тени, для того чтобы все начало развиваться (имею в виду производственный бизнес), еще очень много надо сделать.

— А какие меры могут помочь вывести бизнес из тени? Много всего предлагалось.

— Если мы говорим о самом простом, самом маленьком бизнесе — так называемых самозанятых, то мы хотим, с одной стороны, упростить для них бюрократические процедуры, насколько это возможно. Регистрация, снятие с учета, отчетность — все для них должно быть максимально быстро и просто. Получаешь патент на выбранный срок (от месяца до трех лет) — и все, не надо никакой отчетности. Свидетельство самозанятого стоит определенных небольших денег, часть которых пускается на медицинскую страховку, на пенсионные накопления. Один раз зашел в МФЦ, и до того момента, пока не истечет срок свидетельства, которое разрешает тебе работать, ты можешь спокойно трудиться без всяких вопросов. Только теневой рынок малого и среднего бизнеса в России огромный. По данным Всемирного банка, 48% экономики у нас в тени. А у более крупного бизнеса список проблем гораздо шире. Один только рост кадастровой стоимости и, соответственно, налога на недвижимость чего стоит, он легальный бизнес просто уничтожает.

Надо понимать, бизнес не выйдет из тени, если легальное соотношение доходов и затрат не позволяет ему существовать. Наша "Стратегия роста" направлена как раз на то, чтобы привести это соотношение к нормальному, здоровому состоянию. Чтобы дать инициативным людям возможность проявлять свою инициативу, честно, легально работать и зарабатывать на благо всего общества.

— Возможно ли вообще в современных условиях вести в России бизнес честно и прозрачно?

— Очень сложно. Выживают те бизнесы, у которых достаточно высокая норма доходности. Коррупции со стороны контрольных органов стало меньше, это вам каждый бизнесмен скажет. Но на уровне административного гнета это не отразилось.

Государство наше все никак не может преодолеть недоверие к бизнесу. Задача ставится не помогать его развитию, а отслеживать все до мелочей. Контролирующие органы считают, что борются с потенциальными жуликами, которых во что бы то ни стало надо поймать. Есть некоторые зоны большего понимания, где контрольно-надзорные органы все-таки меняют свой стиль работы. Но вообще продолжает царить принцип "если вы не находитесь в тюрьме, то это не ваша заслуга, а наша недоработка". Коррупции со стороны контрольных органов стало меньше, это вам каждый бизнесмен скажет. А в развивающейся экономике у контролирующих органов должен быть другой KPI (ключевые показатели эффективности. — Прим. ТАСС). А именно — рост экономики в том секторе, который они регулируют. Не количество штрафов, которые они принесут в бюджет, а тот рост, который показывают "подшефные" компании. И конечно же, отсутствие негативных последствий, то есть надзор должен не допускать аварий. Вот за что их надо с одной стороны хвалить, если все хорошо, и ругать, если что-то не так, и лишать премий.

Повторюсь, цель "Стратегии роста" — создать такое соотношение рисков и доходности, такую "атмосферу", чтобы бизнес воспрянул и расцвел. Реформа контрольно-надзорной деятельности — лишь одна из составляющих этой формулы. Нужно изменить денежно-кредитную политику в сторону количественного смягчения, обеспечить экономику дешевыми кредитами, поддержать инвестициями наиболее перспективные бизнес-проекты. А с другой стороны, надо обуздать наконец рост тарифов естественных монополий, который тяжким бременем ложится на обрабатывающую промышленность. Все эти меры в стратегии детально прописаны.

— Совсем скоро бизнесу придется в обязательном порядке перейти на онлайн-кассы, которые сразу передают отчетность в ФНС. У предпринимателей это обстоятельство вызывает немалую озабоченность, если не тревогу.

— Проблем с онлайн-кассами действительно много. Мы объявили о создании соответствующих штабов по этой тематике на базе офисов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, которые будут действовать при наших региональных уполномоченных. Штабы должны будут собирать всю статистику, жалобы от предпринимателей. Потому что одно дело, когда центральный аппарат ФНС в Москве говорит, что не будет штрафовать при объективных затруднениях, и другое дело, что на местах налоговые инспекции своего права не упустят.

Поэтому мы будем смотреть, чтобы оградить предпринимателей от штрафных санкций, если они все условия выполнили, но у них не было возможности установить кассовое оборудование. Будем контролировать, чтобы все регионы приняли решение относительно тех зон с отсутствием интернета, где официально разрешается не устанавливать онлайн-ККТ.

— А какие изменения в налоговой политике, на ваш взгляд, требуются малому и среднему бизнесу в первую очередь?

— В "Стратегии роста" мы уделяем теме налогов очень большое внимание. Сейчас нужно всеми мерами стимулировать оживление экономики, и поэтому мы предлагаем на первом этапе до 2019 года обеспечить льготы для вновь образующихся предприятий. Потом, когда они разовьются, они начнут приносить доходы бюджету. Точно так же нужно дать максимальные льготы тем, кто сегодня вкладывается в технологическое обновление своих предприятий, закладывает перспективы будущего.

Сейчас нужно всеми мерами стимулировать оживление экономики, и поэтому мы предлагаем на первом этапе до 2019 года обеспечить льготы для вновь образующихся предприятий

А на втором этапе, примерно с 2020 года — уже полностью новая структура налоговой системы России. Уже не для стабилизации, как та очень успешная система, которая создавалась в 2002 году, а для развития. И главное, что она должна соответствовать по структуре налоговым системам всех передовых стран. Налоговая нагрузка на бедных должна быть меньше, чем на богатых. Больше на физических лиц (прежде всего богатых) и меньше — на корпоративный бизнес. Маленькие предприниматели посредством налогов должны стимулироваться к развитию сильнее, чем крупные компании.

И конечно, налоговая система должна быть "заточена" более тонко, чем сейчас, когда она "не видит" многих нюансов. Чтобы те отрасли, которые нужно развивать, платили бы налогов меньше, а те, которые и так хорошо себя чувствуют, — больше.

http://tass.ru/opinions/interviews/4207537