Недавно мы сообщали, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области Егор Бурцев обратился к руководителям бизнес-объединений Рязанской области и к членам общественного экспертного совета при бизнес-омбудсмене с письмом, в котором информировал о противоречащем законодательству правовом положении института уполномоченного в Рязанской области.
В сентябре состоялось заседание общественного экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области. На совете был рассмотрен вопрос об указанном противоречии и предложениях по их устранению. Подробнее об этом мы поговорили с бизнес-омбудсменом в Рязанской области Егором Бурцевым.
- Егор Викторович, в чем суть противоречий правового положения института уполномоченного региональному законодательству?
- Чтобы было понятно, я расскажу подробно. В соответствии с федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (78-ФЗ) регионы приняли свои соответствующие законы. У нас был принят областной закон об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области. При этом ни один нормативный документ не предусматривает, что уполномоченный как лицо, замещающее государственную должность Рязанской области, входит в структуру правительства Рязанской области или в его аппарат. В законе прописан принцип независимости уполномоченного как один из основополагающих принципов, и ключевая задача омбудсмена – это гарантия соблюдения прав и интересов бизнеса, их защита от нарушений органами государственной власти, к которым относится, в том числе, и правительство Рязанской области.
Но в 16-й статье нашего регионального закона 40-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области» говорится, что все обеспечение деятельности уполномоченного возложено на аппарат правительства Рязанской области, т.е., это - фактически структурное подразделение правительства, но ему передано обеспечение всех полномочий и функций, и задач правозащитного института. При этом аппарат правительства не подчиняется уполномоченному, не несет никакой ответственности за обеспечение эффективной деятельности президентского института уполномоченного.
Кроме того, со мной, как с уполномоченным при вступлении в должность был заключен трудовой договор с правительством Рязанской области, при том, что заявление о приеме на работу в правительство я не писал. В заявлении выражалось согласие: «Согласен с назначением на должность уполномоченного». Однако уполномоченный внесен в штатное расписание правительства, и заработную плату платит правительство. При этом у правительства нет полномочий ни по 78-му ФЗ, ни по 40-му региональному закону, каким образом оно может наделить работника теми полномочиями, которых у органа власти нет? Во всем этом есть большая правовая коллизия.
Есть еще закон 94-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Рязанской области», в котором уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области в приложении «Реестр должностей» отнесен к «иным должностям» для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Рязанской области, т.е. он не отнесен к должностям в правительстве Рязанской области. Поэтому вся эта текущая правовая структура приводит к тому, что орган исполнительной власти, не имея задач по 78-ФЗ и 40-ОЗ, обеспечивает деятельность
направления, за которую несет ответственность уполномоченный. Даже последняя норма, которая в положении об аппарате правительства предусматривала исполнение указаний уполномоченного, была в марте этого года исключена.
- Весь вопрос в том, является ли уполномоченный сотрудником правительства, или нет?
- Вот смотрите, сейчас мы имеем следующую картину: отвечая за это направление по региональному и федеральному закону у нас в субъекте федерации, у института уполномоченного нет ресурсов для того, чтобы выполнять эти задачи эффективно. Идет явное противоречие между интересами органов исполнительной власти и правозащитным институтом с особым статусом. Даже те сотрудники, которые должны обеспечивать деятельности уполномоченного, это сотрудники отдела по обеспечению деятельности уполномоченного аппарата правительства Рязанской области. Работая в структуре органов исполнительной власти они по роду деятельности должны прорабатывать нормативную базу, правовые основы, смотреть судебную практику, работать по оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов, которые разрабатывают органы исполнительной власти – то есть это определенный «конфликт интересов», который так или иначе приходится преодолевать.
Я считаю, да и практика трех лет работы показала, что до тех пор, пока мы не наведем здесь предусмотренный нашим региональным законом порядок, эффективно работать институт не сможет. Строить работу на морально-волевых качествах, на преодолении всех этих препятствий я считаю, это неправильно. У нас в соответствии с Уставом Рязанской области, а это основной закон Рязанской области, аппарат правительства создается для обеспечения деятельности правительства Рязанской области. То есть, уполномоченного там нет. В соответствии с законом «О правительстве Рязанской области» аппарат правительства создается также для этих целей, никакого уполномоченного там тоже нет. Поэтому повторюсь, мы видим здесь серьезную коллизию, которая накладывает существенный отпечаток и на обеспечение кадрами, и на возможность планировать свою деятельность с точки зрения финансирования. Мы здесь видим и нарушение бюджетного законодательства, потому что внутри бюджета правительства в соответствии с классификацией должны быть расходы на деятельность уполномоченного, но в классификации этого нет. Как можно планировать свою деятельность, если ты не видишь, есть там какие-то финансовые ресурсы, или нет. Это создает условия для возможного манипулирования, необоснованного влияния на деятельность президентского института.
- Почему эти вопросы поднимаются только сегодня, хотя институт уполномоченного существует уже несколько лет?
- 78-й Федеральный закон предусматривал вхождение уполномоченного при Президенте в структуру администрации Президента. В дальнейшем были внесены изменения, и федеральный уполномоченный был выведен из структуры администрации Президента и создан госорган. Закон предусматривает, что региональные законы должны быть приняты с учетом новых положений этого ФЗ. У нас эти положения не были учтены. Это был 2015 год, прошло уже больше трех лет. За это время наработан определенный опыт, правоприменительная практика показала, что эффективно так работать невозможно. В докладах уполномоченного за 2016, 2017 годы по этому вопросу изложена развернутая позиция, которая постоянно дорабатывается. Считаем, что вопрос назрел, в любом случае для построения эффективной работы института необходимы изменения.
- Что Вы предлагаете?
- Мы разработали проект закона о внесении изменений в региональный закон 40-ОЗ, к нему приложили структуру, которая действительно поможет эффективно работать институту уполномоченного, защищать права предпринимателей, участвовать в судах. Этот проект предусматривает создание отдельного юридического лица - госоргана для обеспечения деятельности уполномоченного. Предлагаем дать уполномоченному право самостоятельно определять структуру этого органа, назначать и принимать людей на работу, выделить отдельную строку в региональном бюджете, чтобы финансирование было прозрачно. Сейчас мы всего этого лишены. Кроме того, предлагаем расширить полномочия, например, рассмотреть возможность предоставления уполномоченному право законодательной инициативы, как это есть в некоторых регионах. Предлагается исключить трудовой договор уполномоченного с органом исполнительной власти - эти вопросы должны быть урегулированы другим образом. В некоторых регионах это уже сделано, и это дало уполномоченному статус независимого института, который должен обеспечивать и влиять на защиту прав бизнеса и его интересов.
Хочу еще добавить, что согласно действующему законодательству, уполномоченному предоставлено право вступать в арбитражный процесс в качестве третьего лица без самостоятельных требований – на стороне предпринимателя. Такие примеры у нас уже есть, есть положительная судебная практика. А у представителей органов исполнительной власти таких полномочий нет. Они могут выступать только от имени и по поручению правительства (органов власти). Здесь тоже коллизия. Если уполномоченный, «благодаря» трудовому договору относящийся к органам исполнительной власти, входит в ее состав, то как он будет реализовывать эти положения в арбитражном процессе? Мы предлагаем этот гордиев узел даже не разрубить – развязать.
Также мы уже не первый год предлагаем создать полноценную приемную уполномоченного при Президенте. При этом указом Президента регионам была поставлена задача содействовать открытию приемных до конца 2014 года. У нас она до сих пор не появилась. Формально открыть ее, повесив вывеску на кабинет, смысла нет при таких ресурсах. О ресурсах: чтобы вы понимали, за последние полтора года чуть более полугода я работал совершенно один с общественниками и экспертами, последний год с небольшим штатом – один человек.
- Как восприняли Ваши предложения члены общественного экспертного совета?
- Члены совета практически единогласно поддержали необходимость совершенствования регионального законодательства об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области. По вопросу создания отдельного государственного органа «Уполномоченный по защите прав предпринимателей» некоторые члены совета выступили против. Мне, в частности, не совсем понятна позиция этих уважаемых мною членов совета. Решение о поддержке этого предложения, тем не менее, было принято большинством голосов.
- Какова ситуация с другими уполномоченными - по правам человека и по правам ребенка в регионе?
- Когда на нашу ситуацию начинают наводить призму других уполномоченных, которые представлены у нас в регионе, я считаю, что это не совсем правильно. Потому что, например, у уполномоченного по правам человека – конституционный закон, у нас федеральный закон, у уполномоченного по правам ребенка нет федерального закона. У всех федеральный статус разный. Мы работаем независимо друг от друга. Поэтому я предпочитаю говорить о себе.
- Каков порядок назначения уполномоченного на должность и снятие его с должности?
- Назначение уполномоченного происходит следующим образом: назначает губернатор по согласованию с федеральным уполномоченным и с учетом мнения предпринимательского сообщества. Вносят кандидатов общественные объединения. Если комиссия по развитию МСП при правительстве региона одобряет кандидатуру для назначения, она направляется губернатору. Если выдвинуто несколько кандидатур, то комиссия рассматривает их все. Срок полномочий – 5 лет, не более двух сроков подряд.
Соответственно снять с должности также может губернатор с согласия уполномоченного при Президенте – процедура здесь обратная. Основания для снятия прописаны в нашем региональном законе. В прошлом году в закон был включен пункт о прекращении полномочий «в связи с утратой доверия», раньше этого не было.
- Уполномоченный назначается на должность губернатором - как это можно увязать с независимостью? И еще вопрос - не испытываете ли Вы давление при осуществлении своей деятельности?
- Вы знаете, когда занимаешься такой деятельностью, в которой пересекаются различные интересы, давление неизбежно. Но именно для максимальной защиты от давления и необходимо внести эти изменения, гарантирующие отсутствие необоснованного влияния и эффективную работу на благо бизнеса региона. Поэтому главное - привести деятельность уполномоченного в соответствие с законодательством.
По результатам 2017 года недавно закончилась длительная проверка в отношении меня, которую проводило главное управление контроля и противодействия коррупции. Проверка шла 3 месяца. Из 69 лиц, замещающих государственные должности Рязанской области, проверка проводилась только в отношении меня. Результатами проверки стали незначительные замечания. При этом уже НАЗНАЧЕНА новая проверка, уже не за один год, а за весь период моей работы в качестве уполномоченного, т.е. за три с лишним года. ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ...
Что касается независимости – у нас и судьи назначаются, здесь речь идет и о процедурах и нормативной базе, которые призваны обеспечивать независимое исполнение всего функционала компетенций и задач. Они должны быть законными и прозрачными. Конечно, это зависит и от позиции самого человека, который находится на должности уполномоченного.