Михаил Пронин: Сегодня макроэкономика некомфортна для бизнеса

Поделиться:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области дал интервью сайту kp.ru, в котором рассказал о том, как создать для бизнеса комфортную среду и зачем детей учить правилам предпринимательства со школьной скамьи.

Почти три месяца назад у рязанского бизнеса появился новый защитник – Уполномоченным по защите прав предпринимателей Михаил Пронин. Пост регионального бизнес-омбудсмена, напомним, освободился в декабре 2018 года после скандального ухода Егора Бурцева.

Сегодня, когда Михаил Владимирович успел осмотреться на новом посту, мы попросили его поделиться своим видением решения проблем местных предпринимателей.

- Михаил Владимирович, какие вы ставили для себя первостепенные задачи?

- Первое – разобраться с существующими жалобами. Есть проблемы, многие из них достаточно долго остаются не закрытыми. Это не значит, что с ними плохо работали, просто вопросы сложные. Сейчас проводятся разнообразные встречи - есть моменты, которые не зависят от быстрых решений, может быть, где-то будут судебные дела. Многие вопросы по обращениям предпринимателей уже решены. Это первоочередное и это важно.

Второй момент, с которым мы активно работаем – рассказать как можно больше о существующем институте уполномоченного по защите прав предпринимателей. Чтобы было понимание - здесь готовы работать и помогать бизнесу, у которого есть проблемы.

Третье направление - это формирование команды, то есть аппарат и экспертные советы. Мы смотрим, в каких форматах они более эффективны. У наших коллег в других регионах есть хороший опыт привлечения общественников, который мы активно перенимаем.

В Рязанской области таких людей много, и уже первые встречи показали, что серьезные бизнесмены и эксперты готовы к диалогу и совместной работе. Понятно, что человек не бросит свою основную деятельность, но он какую-то часть времени готов тратить на решение тех или иных вопросов. Уже сейчас нам помогает профессиональная команда первоклассных экспертов. Создан Общественный Совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей.

У федеральных и региональных коллег есть практика привлечения экспертов pro bono. Это состоявшиеся специалисты, которых привлекают к работе на общественных началах, их правовые знания и профессиональный опыт используют для подготовки экспертных заключений и квалифицированных ответов по вопросам, которые волнуют предпринимателей. Мы провели активную работу по институту pro bono. Сейчас с его помощью предприниматели могут получать квалифицированные юридические консультации абсолютно бесплатно.

Ведется активная работа по созданию системы общественных представительств во всех районах области. В некоторых из них общественные представители уже назначены. Точка, куда предприниматели могут прийти, должна быть максимально к ним приближена. Эта сеть должна быть качественной, чтобы человек мог спокойно зайти в районную власть и выстроить с местными чиновниками диалог. В идеале это система создания одного окна, чтобы любая проблема, в которой предпринимателю нужна помощь или защита, проходила через нас. А мы уже вместе с ним будем вырабатывать дорожную карту по каждой проблеме.

Еще одно направление в работе регионального института уполномоченного по правам предпринимателей, которое мы сейчас активно развиваем – стать проводником законодательных инициатив и нововведений от органов власти. Быстро доносить информацию до всех заинтересованных участников бизнес-сообщества.

- На ваш взгляд, наш регион - это комфортная среда для бизнеса?

- На сегодняшний момент макроэкономика вообще не комфортна для бизнеса, не рязанская, а макроэкономика в целом. И это не только российская среда, но и международная обстановка в целом.

Если сравнивать с двухтысячным годом, то тогда все росло и шевелилось, причем любой бизнес и без государственной поддержки. А сейчас государству приходится делать массу усилий, чтобы бизнес рос. Понятно - и это правильно, - что предпринимателю хотелось бы всегда больше. Больше правильных законов, больше поддержки и понятных правил игры.

- Вот, к примеру, рязанским продуктам очень сложно попасть в крупные торговые сети, особенно если речь идет о мелком бизнесе. Какое решение вы видите здесь?

- Проблема есть, и она не только в Рязани. Этот вопрос более системный, масштабный, его решают на разных уровнях власти. Мой исключительно личный взгляд на этот вопрос – не всегда можно спрогнозировать, что хорошо, а что плохо для бизнеса. Да, мы видим очевидные вещи, которые идут не на пользу бизнесу. Но есть и другие факторы: сеть не дотянется до каждого потребителя, и все равно кому-то нужно выйти за хлебом у дома. Наверное, когда мы идем в магазин у дома, то готовы к тому, что цены там выше на какой-то процент. Это определенный комфорт, за который надо платить. И этот бизнес будет существовать, скорее всего, за счет высоких цен. Это будет индивидуальный подход, и товар представлен тот, который любит клиент. На самом деле от предпринимателя и его способности мыслить креативно и нестандартно тоже много зависит.

Тем не менее у нас есть предложения по развитию малых форматов торговли доступа их на полки федеральных сетей. И в настоящее время наша команда занимается их реализацией.

- Еще одна непростая тема - распределение субсидий среди сельхозпроизводителей. Где здесь для вас поле деятельности?

- Если предпринимателя незаслуженно обидели в этом вопросе, если необоснованно отказали, а он ее действительно достоин по всем критериям - мы этим будем заниматься по сигналу предпринимателя. Мы также можем участвовать в том случае, если неправильно написан механизм распределения, например, он субъективен. В этом случае мы будем добиваться того, чтобы правила игры были корректные.

- Михаил Владимирович смысл вводить в школах такой предмет, как предпринимательство?

- Безусловно. На сегодняшний день, когда у школьников спрашивают: «Кто хочет быть предпринимателем?», ответ «да» дают один-два человека из класса. Такая же картина и в вузах. Все хотят быть чиновниками или в правоохранительных органах работать.

Если лет 10-15 назад все хотели быть бизнесменами, то сейчас уже нет – вот это проблема. В какой-то момент мы упустили падение престижа предпринимательства. Все захотели работать в госорганах и госкорпорациях. Но надо понимать, что в органах власти тоже жесткая конкуренция, и легко не будет нигде. Чтобы занять определенные позиции, нужно пройти несколько конкурсных этапов. Если сейчас молодые люди думают, что они попадут в государственные органы власти и им там будет легко и стабильно, то они заблуждаются. Опять же, говоря в хорошем смысле, органы трансформируются, сливаются и оптимизируются - это происходит постоянно.

Не секрет, что сегодня тяжело заниматься бизнесом, но в чем-то интереснее. Сегодня открываются какие-то новые ниши, как пример - IT и инновации. Сегодня есть колоссальные элементы поддержки, которых не было в двухтысячные, именно государственной поддержки. И понятно, что мы можем критиковать какие-то элементы этой поддержки, но они есть.

- Вы считаете, предпринимателей надо растить со школьной скамьи?

- Да, совершенно в этом уверен. Несколько лет перед поступлением в институт я учился в школе юного менеджера. У нас была не только теория. Самые активные ученики проходили стажировки на биржах, мне это было интересно, и я понимал, кем я буду. И это важно, иметь понимание о будущей профессии еще в школе.

- Может ли к вам обратиться человек, который пока бизнесом не занимается, но хочет стать предпринимателем?

- Да, конечно. Мы не будем закрыты ни для кого. Одна из задач уполномоченного – это создание нормального предпринимательского климата в регионе. В первую очередь надо решать проблемы предпринимателей. Но вторичное направление - популяризация, это одна из задач, которую ставит федеральный уполномоченный и губернатор. И если к нам придет человек, который хочет начать бизнес и у него есть идея, мы можем его направить к нашим коллегам, с которыми взаимодействуем, и они ему помогут.