На что бизнес-омбудсмен должен обратить внимание в первую очередь

Поделиться:

16 мая 2019 г. состоялось заседание совета регионального отделения ООД «Деловая Россия», в котором принял участие  уполномоченный по защите прав предпринимателей Рязанской области  Пронин М.В.

Пронин М.В. пришел на встречу с представителями бизнеса, чтобы обсудить вопросы сотрудничества, но, как оказалось, ни   целостной программы действий, ни плана работы на ближайшую перспективу  у него нет, и он попросил поставить ему задачи.

 Рязанское региональное отделение «Деловой России» заинтересовано в том, чтобы  институт уполномоченного по защите прав предпринимателей работал эффективно,  в тесном взаимодействии со всеми представителями регионального бизнеса. Поэтому считает необходимым откликнуться на просьбы Михаила Владимировича и поделиться своим видением того, на что бизнес омбудсмену необходимо обратить внимание в своей деятельности в первую очередь.

 Прежде всего, нужно понять, что  Основной задачей омбудсмена является все-таки не поиск баланса между интересами регионального правительства и бизнеса, о чем заявляет омбудсмен, а защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и вытекающие отсюда иные задачи. Они изложены в Статье 5. Закона Рязанской области от 1 августа 2013 года №40-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области". Ориентиром в работе может быть деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Б.Ю.Титова.

Не менее важно знать, на каких принципах строится деятельность уполномоченного, и соблюдать эти принципы, которые изложены в Статье 4. Закона. Именно они во многом определяют успех деятельности уполномоченного.

 Итак, что же на практике предстоит сделать рязанскому омбудсмену для решения задач, предусмотренных действующим законодательством?

 Не откладывая в сторону решение конкретных проблем и текущих задач, предусмотренных  Законом, необходимо сосредоточиться на решении системных проблем, а именно:

 1.      Институту уполномоченного в Рязанской области необходимо восстановить доверие к себе как со стороны органов государственной власти, так и со стороны предпринимательских сообществ, действующих в регионе.

     Первую часть проблемы  – доверие со стороны власти – видимо, можно считать выполненной. Остается решить вторую часть.

     Доверие предпринимательского сообщества сложно заработать, если встречи омбудсмена с предпринимателями муниципальных образований организуются с помощью административного ресурса местных властей. Доверие можно заслужить практической деятельностью, защищая и содействуя восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.

     Интересы предпринимателей приходится защищать постоянно и на всех уровнях. И бизнес готов подключиться к этой непростой работе. Для этого предприниматели должны участвовать в работе институтов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, созданных государственными органами власти. Засилье чиновников в комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) при правительстве Рязанской, например,  нужно устранить в кратчайшие сроки, заменив их представителями бизнеса из различных секторов экономики. Объяснение о необходимости столь внушительного представительства чиновников в комиссии по развитию МСП только потому, что без них потом ничего не реализуется, заблуждение. Они могут принимать участие в работе комиссии и в качестве приглашенных.

     При формировании общественного совета при омбудсмене и группы экспертов также необходимо уходить от стереотипов и шаблонов. Поможет в этом наличие информации о  структуре малого и среднего предпринимательства в регионе.

 2.           Региональный омбудсмен должен всячески способствовать восстановлению доверия между властью и бизнесом, их эффективному взаимодействию.

     Для нашего региона это чрезвычайно актуальная задача.  О важности эффективного взаимодействия власти и бизнеса в решении стратегических задач  неоднократно говорил Президент России В.В. Путин на прошедших недавно бизнес форумах «Деловой России» и РСПП.

Открывая пленарное заседание одиннадцатого форума «Деловой России», он говорил о настрое делового сообщества работать эффективно, вместе с государством,  подчеркнув, что роль бизнеса в решении стратегических задач колоссальная, что всем необходимо сосредоточиться на нескольких важнейших направлениях.

И главные из них:

 - это последовательное снятие барьеров,

- расширение предпринимательских свобод.

В.В. Путин особо подчеркнул, что «качество делового климата должно соответствовать масштабу задач, которые стоят перед Россией».

 Именно в повышении качества делового климата, в укреплении доверия между предпринимательским сообществом и государственными органами власти существенную роль должен сыграть  институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

 3.      Необходимо разобраться со структурой малого и среднего предпринимательства в регионе.

На практике, как показало заседание комиссии по развитию МСП от 08.02.19 г., некоторые наиболее активные члены комиссии делают выводы и рекомендации, основываясь на ошибочных умозаключениях. Вследствие этого, определенных и достаточно успешных субъектов малого предпринимательства к таковым не относят. Проанализировав  в целом представительство малого и среднего предпринимательства в регионе, можно найти  много интересного.

 4.      Необходимо исключить формализм в работе омбудсмена.

Примеров формализма в практической деятельности омбудсмена, к сожалению, еще достаточно. Встречи и мероприятия ради галочки проблем не решат.

Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы на практике общение омбудсмена с «отдельным предпринимателем» выдавалось за взаимодействие с бизнесом в целом, а мнение представителей отдельных бизнес-сообществ выдавалось за консолидированное мнение предпринимательских структур всего региона. Для этого должно быть тесное взаимодействие с профессиональными объединениями МСП, а там, где их нет, необходимо инициировать процесс создания, стать катализатором созидательного процесса.

 5.      Региональный омбудсмен должен стать модератором по   консолидации деятельности существующих в регионе предпринимательских сообществ, способствовать преодолению разобщенности между ними.

Было бы правильно, если, решая свои уставные задачи, они объединились вокруг ключевых проблем региона, совместно вырабатывая пути решения. 

Возможно, институт уполномоченного мог бы стать своеобразным объединяющим центром для того, чтобы анализировать имеющиеся у предпринимательских сообществ наработки, систематизировать и представлять правительству консолидированную позицию всех бизнес структур.

На одной из встреч членов регионального отделения «Деловой России» с заместителем председателя правительства Петряевым Р.П. эта идея обсуждалась и вызвала интерес у обеих сторон.  

Тогда зашла речь о создании из представителей существующих предпринимательских сообществ общественного совета при губернаторе или его заместителе. Возможно,  текущую экспертную оценку целесообразно было бы вырабатывать на площадке уполномоченного, а  панельные дискуссии по стратегическим направлениям проводить на площадке заместителя губернатора.

 6.      В продолжение этой темы - нужно систематизировать взаимодействие института уполномоченного с профильными министерствами и ведомствами.

     Это взаимодействие должно быть не разовым, не с одним отдельно взятым министерством, но системным.

     Совместными усилиями нужно изменить ситуацию, когда бизнес зачастую не знает о существующих мерах государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо использовать сайт уполномоченного. На сайте необходимо чаще размещать мнение экспертов, членов общественного совета при омбудсмене, его личную позицию по проблемам, существующим в региональной экономике.

 7.      Региональному омбудсмену необходимо выступить инициатором процесса по приведению Закона Рязанской области от 1 августа 2013 года №40-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Рязанской области" в соответствие с федеральным законодательством.

Это должны быть не косметические изменения. Модальный закон и предложения регионального отделения «Деловой России» по изменениям в областной закон уже были направлены в аппарат регионального омбудсмена.