Последствия для государства, общества и бизнеса

Поделиться:

4 июля в Государственной Думе прошел круглый стол на тему "Законодательная инициатива об ограничении производства и розничной продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре: последствия для государства, общества и бизнеса".

Круглый стол проводился по инициативе фракции политической партии «Справедливая Россия».

Участие в дискуссии приняли представители профильных федеральных ведомств, оегиональных властей, бизнеса, эксперты.

Главной темой обсуждения стала законодательная инициатива, внесенная в Государственную Думу РФ 4 апреля 2018 года депутатами М.В. Тарасенко, Р.В. Кармазиной, Г.Г. Онищенко, Н.Ф. Герасименко и другими, а также членом Совета Федерации В.В. Рязанским об ограничении производства и розничной продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре.

Председатель Рязанского регионального отделения «Деловой России» Владимир Моторжин представлял на круглом столе позицию «Деловой России».

 

Позиция   Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"

Законодательная инициатива об ограничении производства и розничной продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре: последствия для государства, общества и бизнеса

В 2018 году, Президентом В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию от 1 марта и в майских указах от 7 мая, были намечены векторы развития экономики и поставлены задачи, по увеличению продолжительности жизни населения и оздоровления нации, в результате, были выдвинуты несколько законодательных инициатив, основанных на основных принципах государственной политики в области законодательного и технического регулирования производства и оборота алкоголя. Мне, как представителю бизнеса, члену генерального совета «Деловая Россия» и члену общественного совета Росалкогольрегулирования хотелось бы остановиться на волнующем в последнее время общественность вопросе:

  • Обсуждение законодательной инициативы, направленной на постепенное ограничение ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л к 2020 г.

На рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится законопроект № 433434-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части поэтапного запрета на производство, оборот (за исключением экспорта) и розничную продажу алкогольной продукции в полимерной таре объемом более 500 миллилитров). На третьем заседании Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка была рассмотрена данная инициатива, а затем в форуме, открытым голосованием, были выражены мнения членов Общественного совета РАР. Большинство членов  совета выразили мнения против данного законопроекта, они считают:

  • Законопроект нуждается в тщательной экспертизе и доработке; 
  • Законопроект носит исключительно лоббистский характер и поддерживает недобросовестную конкуренцию в пользу  стекольной и алюминиевой отраслей;
  • В законопроекте не учитываются особенности правового положения отдельных субъектов предпринимательской деятельности:

- подобное ограничение будет равносильно полному запрету на использование ПЭТ для пива, повлечет за собой резкое снижение производства, приведет к снижению поступлений акцизов в региональные бюджеты, потребует инвестиций в приобретение зарубежного оборудования, такая нагрузка будет непосильна для многих производителей и особенно значима для представителей малого и среднего пивоваренного бизнеса;

- в магазинах  дьюти фри (беспошлинной торговли в аэропортах), где необходимость реализации товара в полимерной потребительской таре обусловлена потребностями пассажиров (малый вес) и требованиями авиационной безопасности (не разбивается), введение запрета на полимерную тару приведет к оттоку покупателей в магазины дьюти фри других стран, чем нанесет существенный урон российским магазинам дьюти фри.

  • ПЭТ имеет широкое применение в бытовой сфере, как тара для детского питания, питьевой воды, молока, растительных масел, прохладительных напитков, кетчупов и др., т.е. потребитель использует тару для этих продуктов больше, чем для пивных напитков. Если рассматривать замену ПЭТ упаковки на более экологичную тару, то предлагаем начать с упаковки пищевых продуктов - с детского питания, а не с алкогольных напитков.
  • Ограничение объема ПЭТ-упаковки не приведет к снижению алкоголизации населения, «в первую очередь молодежи и людей детородного возраста», как заявляют в пояснительной записке авторы законодательной инициативы. Практика показывает, что решение этой проблемы требует не новых законодательных ограничений, а эффективного комплексного применения действующего законодательства и заинтересованного участия государства, общества и бизнеса.
  • Запрет ПЭТ-тары для пива приведет к удорожанию пивоваренной продукции для потребителя и сместит предпочтения в сторону более доступных по цене крепких напитков, в том числе суррогатных, что усугубит ситуацию с контрафактной продукцией на алкогольном рынке.
  • В последнее время в законодательных инициативах используются много методов запрещения, которые зачастую не имеют под собой четких оснований и это очередное поспешное предложение запрета , и  как парадоксальна , ни как не влияет именно  тара к  ограничению употреблению и  не является инструментом для борьбы с теневым рынком.

            На сегодняшний день выделяются три этапа профилактики алкоголизма:

-       антиалкогольное воспитание. Данное направление основным, т. к. только при наличии грамотного и гармоничного воспитания подрастающего поколения возможно формирование здорового общества.

-   психологическая и медицинская помощь лицам злоупотребляющим алкоголем.

-   психологическая и медицинская помощь для лиц, выздоравливающих от алкогольной зависимости.

Выход из сегодняшней ситуации системы малодейственных ограничений и запретов и системы санитарного антиалкогольно­го просвещения видится в многолетней, продолженной работе по воспитанию населения, воспитанию не только детей, но и до­ступной для воспитания части взрослых. Населению необходи­мы со стороны государства опека, расширение сферы интере­сов, повышение уровня социализации, культуры и образования. Очень важно, чтобы данная программа   содержала информацию не только как употреблять алкогольные напитки, но и как правильно подходить к их выбору. Населению необходимо разъяснять, что выбирая для употребления суррогатную алкогольную продукцию, они наносят вред своему здоровью и более того рискуют потерять жизнь.

Объединение всех, выше изложенных, мер даст возможность формирования у населения государства стремления к здоровому образу жизни, а также поможет снизить употребление суррогатной алкогольной продукции, приобретенной на нелегальном алкогольном рынке.


Член генерального совета "Деловая Россия"

член Общественного совета при

Федеральной службе Росалкогольрегулирования                   Габбасова Ф.М.

 

 

Выступление на круглом столе В.В.Моторжина.

(публикуется по стенограмме круглого стола)

 Моторжин Владимир Владимирович, он представляет "Деловую Россию". Пожалуйста, Владимир Валентинович.

Моторжин В.В. Спасибо. Тут уже, наверное, все тонкости обсудили. Хотелось бы сказать, что "Деловая Россия" внимательно смотрит за этим процессом вот с полным непониманием.

У Госдумы, что нет других проблем, кроме как вот смотреть на эту тонкость, которая только вредит людям? То, что это не монетарный способ ограничения бизнеса, это однозначно.

Что-то никто тут не сказал, что при Росалкогольрегулировании Общественный совет подавляющим большинством проголосовал, во-первых, за то, что законопроект нуждается в тщательной экспертизе и доработке.

Второе, законопроект носит исключительно лоббистский характер и поддерживает недобросовестную конкуренцию в пользу стекольной и алюминиевой отраслей.

Я как бы зачитываю решение, которое там было принято. Это Общественный совет при федеральной структуре. Я вообще сам из Рязани, я председатель рязанского отделения, вот специально с четырёх утра сюда вот встал, еду, посмотреть в глаза этим вот пяти товарищам, которые вот это всё придумали.

И то, что никакого из них тут нет, это ответ на этот вопрос. Меня очень взволновал тот факт, мне прислали, конечно, документы, спасибо большое. Но почему-то там отсутствует справка на коррупционную составляющую. Поэтому я так думаю, что, господа депутаты, у вас есть возможность сделать запрос, давайте привлечём сюда правоохранительные органы и антикоррупционную комиссию, допустим, при Администрации президента, чтобы разобрались в этом безобразии.

Вот людям делать нечего, у них проблем других нет, они устраивают бизнесу, несмотря на то, что в стране и так не всё здорово, и мы сегодня говорим там о местах, об экономической зависимости, о падении платёжеспособности населения. Мы сегодня вдруг начинаем копаться в этой вот ПЭТе.

Вот понимаете, глупость этой ситуации вообще не представляется. Слов нет.

Правда, тут уже говорилось, потому что сам-то закон об алкоголизации населения, тут говорилось, что правильно, наверное, надо перейти в граммы, другими категориями смотреть на воздействие, как бы на население.

Несколько раз в сегодняшнем обсуждении говорилось о том, что вот крепкий алкоголь падает, у меня такой вопрос, кто-то считал производство самогонных аппаратов в стране? Ну, вот на минуточку. Мне так кажется, что при как бы ухудшении экономической ситуации вообще питьё обычно, как показывает история мировая, возрастает. Людям надо там стрессы как-то сбрасывать, всё такое.

Вот Росалкоголь, посчитайте, пожалуйста, вообще, сколько производится вот так. Оно, я так думаю, что сопоставимо, на самом деле, с легальным производством алкоголя. Поэтому ну вот я считаю, что, вот моё личное мнение, что это безумство, вот копание вот в этой ерунде. Оно настолько не влияет на алкоголизацию населения, что стыдно, товарищи.

Я хотел этим людям посмотреть в глаза. Я вот всё-таки покопаюсь, найду, откуда они, переговорю со своими коллегами в этих там регионах. Вообще, чем там людям занимаются? У них там проблем других нет?    

Спасибо большое. Извините за эмоциональность, но суть, как я передал позицию общественной организации в письменном виде, чтобы её могли учесть в формировании как бы результативного документа. Спасибо большое.

 

 

Обращение Союза российских пивоваров

  Союз российских пивоваров считает важным обратить Ваше внимание на законодательною инициативу, внесенную в Государственную Думу РФ 4 апреля 2018 года депутатами М.В. Тарасенко, Р.В. Кармазиной, Г.Г. Онищенко, Н.Ф. Герасименко и другими, а также членом Совета Федерации В.В. Рязанским, направленную на постепенное ограничение ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л к 2020 г. Подобное ограничение фактически рассматривается пивоваренной отраслью как полный запрет использования ПЭТ, грозит  драматическими последствиями для российской пивоваренной промышленности и при этом никоим образом не будет способствовать выполнению заявленной авторами цели – снижению алкоголизации населения.

Идея запрета производства и продажи алкогольных напитков в ПЭТ-таре обсуждается депутатами и чиновниками разного уровня с 2011 года. После длительных дискуссий в 2016 году было принято компромиссное решение, что допустимый объем пластиковой упаковки для пива не будет опускаться ниже 1,5 л. Соответствующее ограничение вступило в силу в 2017 году: с 1 января в таре большего объема стало нельзя производить пиво, с 1 июля — торговать им.

Именно ограничение разрешенного объема ПЭТ-тары эксперты считают основным драйвером падения рынка пива в 2017 году. По оценке Союза российских пивоваров, негативный вклад ограничений по размеру ПЭТ-упаковки составил не менее 5%. При этом, за последние 10 лет, вследствие ужесточения регулирования и существенного роста акцизов, рынок пива уже сократился на 40%, что привело к закрытию 13 крупнейших пивоваренных заводов, а также негативным образом отразилось на объемах налоговых поступлений в региональные бюджеты, сокращении числа пивоваренных производств и занятости населения.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что новое ограничение объема ПЭТ-упаковки не приведет к снижению алкоголизации населения, «в первую очередь молодежи и людей детородного возраста», как заявляют в пояснительной записке авторы законодательной инициативы. Известно, что основной причиной алкоголизации, а также высокого числа алкогольных отравлений становится крепкий, и нередко нелегальный алкоголь. Практика показывает, что решение этой проблемы требует не новых законодательных ограничений, а эффективного комплексного применения действующего законодательства и заинтересованного участия государства, общества и бизнеса.

Запрет ПЭТ-тары для пива приведет к удорожанию пивоваренной продукции для потребителя и сместит предпочтения в сторону более доступных по цене крепких напитков, в том числе суррогатных, что усугубит ситуацию с контрафактной продукцией на алкогольном рынке. Согласно выводам экспертов ИЭП им. Е.Т. Гайдара, законодательные ограничения производства и оборота пива не сказалось положительно на здоровье россиян, более того, нанесли вред экономике. Самое значительное снижение смертности, связанной с алкоголем в период между 2003 и 2007 годами наблюдается, когда потребление крепкого алкоголя сократилось в пользу потребления пива.

Утверждение о том, что причина алкоголизации кроется в больших объемах ПЭТ упаковки, не соответствует действительности. В пластиковые упаковки разливается, в основном, пиво, содержание алкоголя в котором составляет, в среднем, 5%. Таким образом, например, в пластиковых упаковках пива объемом 1,5 литра содержится 75 мл чистого алкоголя. При этом в стандартной стеклянной бутылке водки объемом 0,5 литра содержится 200 мл чистого алкоголя, а в получившей в последнее время большое распространение стеклянной бутылке для водки объемом 0,7 литра – 280 миллилитров чистого алкоголя.

Доля ПЭТ в структуре упаковки на рынке пива в России снижается, но по-прежнему высока – по данным экспертов, в 2017 г. на нее приходилось не менее 40%. Считаем, что дальнейшее снижение максимально допустимого объема ПЭТ-упаковки ниже 1,5 л для производства пивоваренной продукции недопустимо, т.к. будет равносильно полному запрету и потребует существенных инвестиций в переоборудование и замену линий розлива, размер которых исчисляется в миллионах долларов. Такая нагрузка будет непосильна многим производителям, что неизбежно приведет к закрытию заводов, существенному падению объемов производства и продаж и как следствие снижению акцизных поступлений. По оценкам ИЭП им. Гайдара, полный запрет использования ПЭТ-упаковки в пивоваренной отрасли приведет к снижению объемов акцизных поступлений более чем на 20% в год.

Убеждены, что инициативам о дальнейшем ограничении ПЭТ-упаковки для пивоваренной продукции должна предшествовать оценка фактического воздействия (ОФВ) ранее принятых законодательных решений, которая покажет эффективность реализованных мер с точки зрения снижения алкоголизации населения, а также продемонстрирует экономические последствия для пивоваренной и смежных отраслей. Обращаем Ваше внимание на то, что в настоящий момент для подобного анализа правоприменительной практики прошло недостаточно времени. Считаем целесообразным провести ОФВ введения ограничений размера ПЭТ-упаковки до 1,5л в 2019 г. по результатам 2017-2018 гг.

Просим принять во внимание позицию пивоваренной отрасли в отношении законодательной инициативы ограничения ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л и дать законопроекту отрицательную оценку.