Поход к росту субъективного ощущения счастья или Анаморфоза* Рязанской области

Поделиться:

Приходят мыши к филину и говорят: «Ты у нас в лесу самый умный, скажи, что нам делать? Нас все обижают! Лиса так вообще нас ест! Что нам делать?». Филин подумал: «Вам надо стать ёжиками! Они колючие, их никто не обидит!». Спасибо – обрадовались мыши. Пришли домой и думают, как же стать ёжиками. Опять к филину:

– Как же мы станем ежами?

– Уважаемые мыши, я вам дал стратегию, а тактика – это не ко мне.

 Мысль про этих бедных мышей не давала мне покоя,  пока я читал Стратегию социально-экономического развития Рязанской области. Её наконец-то согласовали со всеми федеральными ведомствами и опубликовали на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (все варианты трансформации Стратегии опубликованы на сайте рязанской «Деловой России»).

Обычно любая стратегия состоит из объяснения, чего мы хотим достигнуть и как мы это сделаем, а также с ответом на естественный вопрос «почему?». То есть как мы зарабатываем и куда тратим.

 Сколько себя помню, в экономике Рязанщины стоит вопрос о том, что какая-то стратегия для региона нужна. Бизнес должен понимать (имеется в виду и частный, и государственный, ибо именно он приносит доход региону), какие отрасли надо развивать, потому что… И именно эта сфера деятельности будет всячески поддерживаться со стороны множества государственных структур. Но со стратегией как то не получалось, причём никогда. Даже когда в 2012 году Агентство стратегических инициатив вынесло «Стратегию региона» в качестве обязательного пункта для исполнения правительствами субъектов федерации, Рязанская область умудрилась данный пункт не выполнить, получив в итоге самую низкую оценку инвестиционной привлекательности. Есть подозрение, что подписанием Стратегии первое лицо губернии должен взять на себя ответственность за достижение каких-то результатов, при этом — было бы неплохо на это надеяться — заранее намеченных.

В 2017 году, о чудо, пока еще исполняющий обязанности нового губернатора приглашает Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте России для написания этой многострадальной и необходимой Стратегии. К выборам её даже презентуют (в том же 2017 году). И вот, не проходит и двух лет, как Стратегия социально-экономического развития Рязанской области тихо появляется на свет, причём со всеми уже согласованная и вроде бы скоро должен подписать губернатор. В общем, теперь Стратегия вроде бы есть, и нам качественно объяснили, что такое хорошо жить на Рязанщине, но как это сделать пока непонятно.

 

В Стратегии приводится подробный анализ состояния Рязанской области, и в результатах за 2015 год мы видим самый большой рост налогов с населения — 24,2% и «безвозмездные поступления» — 34,2%. В расходах — самое крупное снижение на физическую культуру и спорт в 66,6%.

Впервые в документе такого уровня появилась цифра долгов предыдущих губернаторов. «Долг бюджета региона в 2016 году составил 26,36 млрд руб., то есть 81,8% от собственных доходов областного бюджета, что существенно выше среднероссийского показателя в 33,8%» (стр. 38). Я помню, что когда Вячеслав Любимов передавал область Георгию Шпаку, он это делал без долга. Г.Шпак передал область Олегу Ковалёву с долгом 3 млрд. руб. Пять лет назад мы вычислили, что долг бюджета Рязанщины составлял около 20 млрд руб. Вычислили по косвенным данным, когда область заплатила банкам 1 300 млн. руб. за год только процентов. Возникают вопросы, каков долг сегодня, а также кому мы должны, на каких условиях и какие активы заложены под эти кредиты? Если сумма долга осталась такой же, то Рязанская область на условиях даже Центробанка РФ должна выплатить в год 1 977 млн руб. процентов. Однако есть подозрения, что долг с 2013 года только рос, а кредиты коммерческие банки давали под большие проценты, чем это мог сделать ЦБ РФ. Так что сумма в 26,36 млрд руб на сегодня кажется весьма заниженной. В Стратегии на этот счёт есть план, который сформулирован как «осуществление взвешенной долговой политики». Честно говоря, хотелось бы в цифрах.

Сама стратегия состоит из анализа существующей ситуации региона, восьми приоритетов и несколькими, в основном, косвенными цифрами, которых хотелось бы достичь в регионе.

Вообще, Стратегия грешит модой последних лет на странные косвенные «экономические» показатели, которую ввёл губернатор Ковалёв и великолепно исполнял Олег Булеков. Увы, но мода продолжается и при новом губернаторе. Например, Стратегия ссылается на какие-то ведомственные целевые программы» и приоритетные проекты, которые, видимо, где-то существуют, а может, и нет. Это вызывает недоумение, поскольку непонятно, что конкретно имеется в виду, отчего возникает подозрение, что-де положительного сказать нечего, а ругать себя не принято.

Показательно, что о реализации Стратегии начинает говорится лишь в шестом разделе, который занимает 7 страниц из 107. То есть о том, как потратить говорится на протяжении ста страниц, а как заработать — семи. Я бы поверил, если бы у нас под ногами был никель с платиной, как в Норильске, или золото с алмазами, как в Якутии, или, на худой конец, какие-то банальные нефть и газ, — в таком случае доходы региона объясняются просто, и на это хватило бы и двух страниц. У нас же Рязанская область, где весь капитал — это люди и предприятия, которые сохранились (предприятия и частично люди) с советских времён.

Приоритет №1. " Человеческий капитал" Разумеется, в предоставленной Стратегии сразу чувствуется «социальная» направленность. В разделе сразу же употребляется слово «демография». Авторы отмечают, что «рост численности населения является положительной оценкой результатов Стратегии». Так что с ростом? Рязанская область за последние 25 лет потеряла около 250 000 человек населения. При этом планово до 2025 года заложено уменьшение населения региона еще на 14 300 человек. С увеличением продолжительности жизни в этот период на 3,3 года. "Число рождений на 1 женщину" должен увеличиться с 1,703 до 1,9 к 2025 году. Значит, мы планируем естественный отток населения более 20 000 человек. Как-то не очень соответствуют планам в целом по России и продолжительности жизни в регионе — 75,2 года к 2025 году (в РФ 78 лет к 2024 году). Правда, и строка плана называется не просто «продолжительность жизни», а «ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Я правильно понимаю, что это ожидаемая продолжительность жизни Рязанцев, родившихся в 2025 году? Впрочем, несмотря на дурные прогнозы, авторы Стратегии обнадёживают тем, что «в Рязанской области активно осуществляются мероприятия по повышению рождаемости». Можно только догадываться, что они имели в виду.

Рождаемость в Стратегии фиксируется странным показателем «Суммарный коэффициент рождаемости» как число рождений на одну женщину. К 2030 году их должно быть 2,3 (видимо, раза). Есть ещё показатель обеспеченности врачами — на 10 тысяч человек к 2030 году их должно быть 52. Непонятно, это хорошо или плохо. Да и не может быть понятно, поскольку докторов можно считать штуками или в попугаях, но от этого меня лечить лучше не будут. Существуют же другие показатели оценки качества здравоохранения, например, дни на больничном у тех же 10 000 человек в год.

Главными показателями в области здравоохранения выделены показатели смертности, которые должны уменьшиться у трудоспособного населения на 234,6 человека из 100 тысяч, от болезней системы кровообращения на 138,4 человека, от новообразований — на 44,8 человека.

Образование в регионе начинается с того, что в результате реформы общего образования количество школ за последние восемь лет снизилось с 722 до 458. То есть за время правления прошлого губернатора в Рязанской области закрыли 264 школы. Посмотрим, что же заложено в программу развития Стратегии. К 2030 году планируется заново открыть 33 300 мест для учащихся. Понимаете, да? Предыдущие восемь лет закрывали школы, следующие 12 будем открывать. Системе образования региона всегда будет чем заниматься. А вот число студентов, сократившееся за восемь прошлых лет с 56 100 человек до 35 500 человек (стр.28), исправлять не планируется. Зачем региону лишние люди с высшем образованием? Хотя планируется увеличение «охвата детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования» с 71% до 75%.

Ещё из интересного. Изучая документ, мне впервые попались данные о количестве «населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума». Оказывается, таковых на Рязанщине насчитывается 12,4% (139 063 человек). Планируется снижение этого позорного показателя до 6,4%. Это благая задача, но почему не до 0%?

Приоритетом №2 в Стратегии называются «высокие технологии, точки роста». Очень важно понять, как регион будет зарабатывать средства на реализацию своих социальных программ и что авторы Стратегии планируют в области экономики? Здесь мы видим настоящий прорыв. Предусмотрен рост «объёма валового регионального продукта» с 330 млрд руб до 987 млрд руб к 2030 году. Почти втрое! При этом заработная плата увеличится в 2,33 раза, правда тут в Стратегию закралась опечатка по Фрейду, что в 2016 году она составила 27 261,2 тыс руб в среднем в месяц. Может быть, правительство Рязанской области действительно знает, кто и где у нас получают в среднем в месяц по 27 миллионов рублей, я таких не знаю. Наверное, имеются в виду тысячи, поэтому не будем придираться. Авторы Стратегии обещают увеличение реальных доходов населения к 2030 году почти на 26%.

Что касается «точек роста», авторы, видимо, обозначают их в приложении как «отрасли перспективной эффективной экономической специализации». Это 17 видов производств, включая даже «туризм» и «деятельность в области информации и связи». То есть просто перечислены все производства в регионе, и они названы «точками роста»?

Индекс физического «объёма регионального продукта» планируется увеличить почти на 60%, а индекс промышленного производства — на 30%. Тогда, наверное, чтобы региональный продукт вырос втрое в деньгах, нам должна существенно помочь инфляция более чем в 200%. Бедная экономика Рязанской области!

В 1996 году зафиксирован самый низкий показатель отгруженной продукции из региона, однако Рязанская область в это время была донором. Над этим стоило задуматься авторам Стратегии: может, налоги ушли из региона через вступление местных предприятий в крупные корпорации?

Что касается инвестиций, то они по плану авторов, увеличатся к 2030 году более чем в пять раз. Только непонятно, это в одном 2030 году будет в пять раз больше инвестиций, или столько накопится за все эти годы?

В плане правительства РФ на 2024 год рост доли инновационной продукции у предприятий не сырьевой промышленности в два раза. У нас доля «продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом региональном продукте» занимает сейчас 22,8%, а к 2030 году планируется 31,7%.

Вот сельское хозяйство в цифрах плана прописано очень конкретно. Объём производства должен за 15 лет вырасти вдвое и составить 108 млрд руб; расписаны даже сельхоз культуры в тоннах — сколько Рязанская область должна получить. Тут в отличии от промышленности установлен полный контроль.

Остальные пять приоритетов, видимо объяснят специалисты в данных направлениях.

Не могу пройти мимо Приоритета №8. «Пространственное развитие». Вызывает улыбку пункт 5.8.2. «Умная» специализация муниципальных образований. При этом слово «умная» авторами на всякий случай взята в кавычки. Это намёк на то, что живут тут «глупые», а «умные» рассказывают, как жить дальше? На протяжении тринадцати страниц умные авторы с ошибками перечисляют то, что в городах и посёлках Рязанской области уже есть. Впрочем, сразу оговаривается, что Рязанская область, которая состоит из муниципальных образований, будет реализовывать Стратегии муниципальных образований, и конкретика находится именно там. Было бы нелишним уточнить, что это не одна Стратегия, а также то, что район от района отличаются. Сколько лет нам ждать этих Стратегий?

Итак, Стратегия, наконец, есть. Так мы можем понимать, куда идёт регион? Оказывается, нет. Данная Стратегия в наукообразной форме доводит до нас общечеловеческие постулаты. О том, что экология — это хорошо, а том, что надо развивать образование и здравоохранение, а для этого необходимо развивать промышленность, причём даже перечислены предприятия, которые к приходу нового губернатора ещё выжили. Хотел сказать «нового правительства», но в экономике и промышленности оно пока старое.

Пункт 6.3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии состоят из двух абзацев, где нет ни одной цифры. То есть измерить результат не получилось или постеснялось. Вспоминая Михаила Жванецкого, «хотелось бы поконкретней, товарищи». По мнению авторов, «претворение в жизнь приоритетов и задач Стратегии обеспечит воспроизводство здорового населения». Звучит, будто крупного рогатого… ну вы понимаете. А получим мы «лидерство в научно-техническом развитии, обеспечение защиты национальных интересов», а главное — «повышение удовлетворённости жизнью, уровня межличностного доверия и роста субъективного ощущения счастья». Даже интересно, курят ли авторы стратегии и если да, то что именно.

В пункте 6.4 оцениваются финансовые ресурсы, необходимые для реализации Стратегии. Стало понятно, что есть три этапа: на 1 этапе к нам в регион упадут 60 млрд руб, на 2-м — 75 млрд руб , а на 3-м — ещё 90 млрд руб (в ценах 2017 года). И ссылки на «государственные программы». Далее на двух страницах идёт перечисление этих государственных программ с одинаковыми пометками «необходимость корректировки, возможна доработка новых программ».

Согласно Стратегии, первый этап начнётся с 2019 года и продолжится до 2021-го. В нём запланировано «формирование основ для развития». Давайте всё-таки поймём, что это за основы. На мой взгляд, было бы неплохо объявить каким методом мы действуем и как достигнем поставленных результатов.

Хотелось бы, чтобы и по другим приоритетам выступили рязанские специалисты.

Владимир Моторжин, Председатель Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".

 

PS. Я согласился опубликовать статью с некоторым анализом Стратегии только ради того, чтобы вовлечь авторов и правительство Рязанской области к публичному диалогу о развитии родного края. Я уверен, что чиновники (хоть их и много) не смогут изменить жизнь в регионе к лучшему, пока все жители сами не захотят это сделать.

 *Анаморфоза — это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ (Википедия)