Сергей Недорослев: Никто не рвется строить станки, но все рвутся ими торговать

Поделиться:

Создавать и производить станки в России невыгодно - при колоссальных вложениях в производство уровень прибыли не превышает того, что получают сборщики иностранных машин или дистрибьюторы, объем вложений которых ограничивается офисом и технической поддержкой. Поэтому с начала 2000 годов, когда российское станкостроение практически полностью остановилось, и до недавнего времени этим рынком в России правил импорт.

Основной владелец российской станкостроительной компании "Стан", сопредседатель "Деловой России" Сергей Недорослев рассказал в интервью РИА Новости, как им удалось отвоевать 12-16% рынка у зарубежных конкурентов, за счет чего они рассчитывают увеличить свою долю до 40%, и почему менеджмент компании надеется на появление второго производителя - российского конкурента в станкостроительном бизнесе.

"Проблема станкостроения в том, что станки никто не рвется строить, но все рвутся ими торговать. Станок - это, прежде всего, замысел, разработка конструкции станка и технологии его производства, а кто собрал его или сделал для него детали - не так важно", - уверен Недорослев. "Вложения в производство колоссальные, а имеешь ты те же 15% прибыли, что и дилер, продающий китайские и тайваньские станки в России, который вкладывает только в офис и техподдержку", - отмечает предприниматель.

У "Стана" семь производственных площадок, инвестиции в которые составили более 3 миллиардов рублей. В 2017-2018 годах, по словам собеседника агентства, планируется вложить еще 2,5 миллиарда рублей, что в перспективе позволит нарастить выручку до 25 миллиардов рублей в год.

Недорослев учредил "Стан" вместе с предпринимателем Максимом Гущиным в 2012 году. Они выкупили производственные площадки ряда станкостроительных заводов СССР и сосредоточились на создании и производстве сложных многоосевых металлообрабатывающих станков с ЧПУ (числовым программным управлением).

БОЛЬШИНСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЯХТ НЕ ИМЕЮТ

"В России все так устроено, что невыгодно производить станки, но выгодно ими торговать, а на Тайване, наоборот, выгодно производить. Поэтому и получается, что в России 50 компаний занимаются продажей станков, а на Тайване пять компаний - их производством. И все рады, кроме российского правительства и отечественных станкостроителей", - рассказывает Недорослев.

Он пояснил, что эффективная ставка для привлечения кредитных ресурсов у зарубежных производителей может быть вплоть до отрицательной. "Мы же платим за кредитные ресурсы от 14% и выше, по данным прошлого года. К тому же, российская финансовая система не позволяет нам получить долгосрочные кредиты", - отмечает он.

"Если у нас банки не будут кредитовать производства, то остановится все. Сейчас мы вынуждены обращаться за помощью к государственным институтам", - отметил предприниматель. В частности, Фонд развития промышленности предоставил компании семилетний кредит на 2,5 миллиарда рублей на техперевооружение нескольких производственных площадок под 5%.

Среди других возможных вариантов финансирования компания рассматривает выход на зарубежные рынки, например, китайский. "Или IPO, к которому мы можем быть готовы через 2-3 года", - говорит Недорослев.

Другая проблема, с которой сталкиваются производители в России - отсутствие налоговых стимулов. "Стоит только посмотреть, сколько мы делаем выплат в различные строчки бюджетов всех уровней - нигде в мире так не облагают производство, как у нас. А вот личное потребление - пожалуйста. Ты можешь пойти купить, к примеру, яхту, и заплатить всего 13% налога, хотя как раз личное потребление владельцев бизнеса несоизмеримо меньше инвестиций в бизнес, да и большинство предпринимателей реинвестируют всю прибыль в новые проекты и яхт не имеют", - пояс няет владелец компании.

ЕСЛИ ЕСТЬ COCA-COLA, ПОЯВИТСЯ И PEPSI-COLA

Предприниматель напомнил, что в 90-х годах российская промышленность прекратила заказывать станки, что привело к остановке их отечественного производства, и отечественное станкостроение к началу 2000-х годов практически исчезло. Поэтому, когда появился спрос на станки, заказчики покупали на 95% импортный товар.

"В последние годы ситуация сильно поменялась: в целевых программах поддержки отечественной промышленности прописано, что за бюджетные деньги нельзя купить зарубежное оборудование при наличии российских аналогов. Сейчас "Стан" занимает до 12-16% российского рынка, можем дойти и до 30-40%", - заявил Недорослев.

При этом компания постепенно сворачивает производство дешевых универсальных машин с низкой маржинальностью и переходит на тяжелые обрабатывающие центры. "Это не станки, а маленькие заводы, стоимостью до 2 миллионов долларов каждый - один такой станок заменяет собой несколько универсальных машин", - рассказывает бизнесмен.

Кроме того, компания ожидает появления на российском рынке второго крупного отечественного производителя. "Раз мы как Coca-Cola, только в станкостроении, то, по практике других отраслей, должна и Pepsi-Cola появиться. Вместе нам будет легче противостоять главному конкуренту отрасли - импорту", - сказал собеседник агентства. Однако, по его словам, пока сильной второй станкостроительной компании в России нет, поскольку пока мало кто готов рисковать и вкладывать в производство личные деньги.

РУССКИЙ ЧИП

На выставке "Металлообработка 2017" компания представила первый станок на базе российского ЧПУ (числовое программное управление) "СТАНКИН", однако серийного производства таких станков пока нет. По словам Недорослева, мировой рынок ЧПУ-контроллеров в основном поделен между немецкой Siemens и японской Fanuc. "Свои станки мы оснащаем теми ЧПУ, с которыми привыкли работать заказчики", - пояснил Недорослев.

Последнее время, по его словам, появилась тенденция использования российского ЧПУ. "Это продиктовано необходимостью обеспечить национальную безопасность, особенно в оборонной промышленности", - объяснил он.

Ускорить переход на российское программное обеспечение может механизм, который сейчас разрабатывает Минэкономразвития - речь идет о субсидировании покупки инновационных станков в размере до половины их стоимости. "Но есть ряд нерешенных вопросов в отношении этой меры поддержки - в частности, не определен срок окупаемости таких станков и критерии отбора тех, кто сможет претендовать на такую субсидию", - объясняет бизнесмен.

Некоторые дополнительные возможности для развития компания получила также благодаря санкциям. "По опыту работы с зарубежными партнерами нельзя сказать, что у кого-то есть желание нас прижать. Проблема в другом, когда вводятся санкции - секторально или против конкретных субъектов, 90% крупных компаний начинают с самоцензуры", - отметил он.

Эта самоцензура, по словам бизнесмена, проявляется в первую очередь в оценке соотношения доли российского рынка в общих продажах компании и потенциальных рисков, после чего зарубежный производитель может принять решение временно отойти в сторону. Но именно благодаря такой поведенческой стратегии западного бизнеса "Стан" получил возможность полноценно развиваться, подчеркивает Недорослев.

При этом бизнесмен уверен, что даже если кто-то из зарубежных поставщиков - будь то производитель ЧПУ Siemens или Fanuс - перестанет поставлять "Стану" комплектующие, компания сможет найти замену.

"Наверное, можно запретить кому-то с нами сотрудничать, но сейчас производства по большей части переместились в Юго-Восточную Азию. Вряд ли какие-либо запреты могут распространиться на Китай, Южную Корею, Тайвань, а это как раз те страны, с которыми мы активно работаем. Но, что важно, с ростом наших объемов, мы находим все больше и больше качественных поставщиков и у нас, в России", - резюмирует бизнесмен.

https://deloros.ru/sergej-nedoroslev-nikto-ne-rvetsya-stroit-stanki-no-vse-rvutsya-imi-torgovat.html