Владимир Моторжин: «Экономическую политику региона надо переформатировать для концентрации усилий на развитие радиоэлектронной отрасли»

Поделиться:

Публикуем текст выступления председателя Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» на конференции «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России» 26 октября:

- Как вы знаете, я уже 22 года - арбитражный управляющий, наверное, один из старейших в России. Поэтому совершенно четко представляю, что такое кризис. Я прошу поднять руки тех, кто считает, также как Николай Викторович, что сегодня кризиса нет. Раз, два, три, четыре. Отлично. А остальные, значит, со мной согласны. Значит, давайте исходить из этих условий.

Что такое кризис? Это концентрация усилий при полном отсутствии времени. Принцип следующий: концентрируемся на каком-то одном направлении. Сегодняшняя площадка – это разговор об экономике в регионе.  Поэтому посмотрим, что у нас есть.

Я хочу заметить, что у нас в Рязани нефти, газа, золота нет. Тогда что у нас есть? У нас есть люди. Это самый главный наш потенциал. Что эти люди умеют делать? У нас три основных отраслевых направления, которые создают региональный продукт: переработка продуктов питания, нефть (кокс, газ) и радиоэлектроника. Эти три главных направления в Рязани, которые создают наши доходы, это то, что умеют делать рязанцы.

Если мы рассмотрим, кто это делает, то увидим немного другую картину. В обрабатывающей отрасли участвует примерно 100 тыс. населения. Это подтверждение того, что эта отрасль для нас самая главная. В сельском хозяйстве и обработке продуктов питания немного другая, нетипичная ситуация - там действует федеральная программа, в которой регион активно участвует. У нас остаются два направления: нефтянка и радиоэлектроника. В нефтянке в Рязанской области работают порядка 3,2 тыс. человек, в радиоэлектронике, по нашим данным, работают порядка 30 тысяч человек, т.е. разница практически в 10 раз. Отсюда понятно, чем надо заниматься.

Возвращаясь к кризису, повторю, что все-таки концентрироваться надо на чем-то одном. Я не хочу сказать, что другого не надо делать, но поддерживать в кризисной ситуации надо только одно направление, как ни жестко это будет сказано. Причем совершенно неважно, какой величины это предприятие или отрасль. Конечно, оно должно быть производительным, должно производить продукт. Региональный продукт должен уйти куда-то из региона, чтобы в регион пришли деньги, лучше, если уйдет на экспорт. У нас есть такие хорошие показатели, предприятия, которые в основном работают на экспорт. Вот это главный месседж, о чем я хотел сказать. Вот на это надо переформатировать всю экономическую политику региона.  Какую надо среду создавать, какую делать – на самом деле все понимают.

Центр контрактации нужен, потому что то, что выложила корпорация МСП – это 37 монополистов с их закупками – но кто-нибудь пробовал туда заходить и получил ли хоть один заказ по этой программе? Ну, поднимите руки, бизнес? А в ответ - тишина. Это сделать невозможно. Мы пробовали. Возьмем РЖД. Им нужен, например, программный продукт управления станцией где-нибудь в Нижнем Новгороде сделать. У нас есть хорошие программисты, есть железячники, которые могут делать эти устройства, и это их заказ. Но это же инвестиционный рынок. Там столько тонкостей, и через эти тонкости войти невозможно. Этим надо заниматься. А заниматься всем этим программист не сможет. Поэтому центр контрактации должен концентрировать все эти заказы, которые связаны именно с радиоэлектроникой.

А мы сегодня даже не знаем предприятия этой отрасли, ну даже интересно, Горячкина Светлана Владимировна (министр промышленности и экономического развития Рязанской области), сколько у нас в Рязанской области предприятий этой отрасли? И я тоже не знаю. Мы по Рязани попробовали, с городом посмотрели – 286 предприятий электронной отрасли работают в городе Рязани. Разные – и большие, как Приборный завод, и маленькие. Мы проверили через Пенсионный фонд – платит, к примеру, налоги всего 1 человек на предприятии, делают программный продукт. Я уверен, что там сидит у него еще человек 20 студентов и кто-то еще, которые налоги не платят. Вот здесь и есть как раз вовлечение бизнеса в работу. Так что эту среду, конечно, надо создавать. Из кого она будет состоять, это тоже понятно. При всем при этом очень жалко, что уважаемый губернатор уехал, потому что вопросов больше к нему, а не к министру. 

В апреле мы встречались с исполняющим обязанности губернатора, многие были на этой встрече.  Тогда договорились о следующем: активнее вовлекать местный бизнес в участие в управлении и в формировании стратегии развития региона. Мы отправили письмо со своими предложениями в правительство и через 4 месяца получили ответ. Угадайте, какой?  Идите в Общественную палату. Отлично! Вот так вовлекаем бизнес.

Еще факт. Нашего известного члена совета Деловой России Игоря Кочеткова третий раз не пускают в общественный совет при министерстве культуры. Вот сейчас в третий раз получен отказ. Игорь постоянно выходит с конструктивными предложениями. Это пример того, что на нашем пути стоит стена, и бизнес не привлекают - правительство само знает, что делать. Поэтому мы предлагаем сделать несколько направлений, которые обязательны с привлечением бизнеса. Ведь именно он - основа экономики региона. Я думаю, что за 5 лет мы 30 тысяч рабочих мест в малом и среднем бизнесе сделаем.

И еще один штрих. В налоговой инспекции, куда сдают документы для регистрации предприятий,  лежит такая бумажка, написано: «Уважаемый заявитель! И далее – несколько пунктов: 1. Предоставление при государственной регистрации недостоверных сведений статья такая-то, штраф 300  тысяч рублей, лишение свободы до 2-х лет. 2. Использование при государственной регистрации и т.д. штраф 500 тысяч рублей и лишение свободы до 3-х лет. 3. Уклонение от обязанностей и т.д. – штраф 500 тысяч рублей и лишение свободы до 6-ти лет. Всего пять пунктов. И это для того, чтобы он на всякий случай узнал, для чего он открывает бизнес. Развитию бизнеса это никак не помогает. Спасибо за внимание.