Владимир Моторжин: «Когда речь идет об увеличении количества чиновников, у нас это всегда вызывает большой вопрос»

Поделиться:

21 июня состоялось заседание общественного совета при Рязанском управлении Федеральной антимонопольной службы. На заседании были рассмотрены вопросы реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, ценовая ситуация, складывающаяся на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Рязанской области, внедрение органами исполнительной власти Рязанской области антимонопольного комплаенса как способа предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

О прошедшем заседании рассказал Председатель Рязанского регионального отделения «Деловой России» Владимир Моторжин.

 - Владимир Валентинович, расскажите о составе совета, кто присутствовал на заседании?

- Это было первое заседание нового созыва, оно проходило в библиотеке имени Горького.  Были представители Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», облдумы и министерства промышленности и экономического развития области, а также двое членов общественного совета из РГУ. Председательствовал руководитель УФАС по Рязанской области Юрий Николаевич Гребнев, присутствовали оба его зама и сотрудники, которые делали доклады по ряду направлений. Юрий Николаевич давал общую информацию о государственной политике по развитию конкуренции. И был второй содоклад, связанный с такой задумкой - организация комплаенса.

 - Что это и для чего это нужно?

- Комплаенс (compliance – соответствие деятельности любой организации комплексу сводов и правил) задуман для увеличения конкуренции в регионе. Предусматривается, что должен быть ответственный за развитие конкуренции, подразделение исполнительной власти, которая бы занималась именно развитием конкуренции. Я высказал сомнение – во-первых, почему иностранные слова нужно применять, да и идеология самого действа, она какая-то иностранная. А во-вторых, когда речь идет об увеличении количества чиновников, у нас это всегда вызывает большой вопрос, потому что это наверняка будет дополнительно и административная, и финансовая нагрузка с точки зрения бизнеса. Хотя представитель министерства промышленности заявила, что  сейчас есть ограничения и количество чиновников нельзя расширять, это надо делать теми силами, которые существуют. Но, во всяком случае, идеология этого комплаенса мне остается непонятной.  

  - Приводились какие-то конкретные примеры нарушения антимонопольного законодательства в регионе?

- В докладе прозвучали примеры нарушения муниципалитетами государственной антимонопольной политики. В частности, приводилось, что одна треть рекламных конструкций в Рязани размещены с нарушениями антимонопольного законодательства. С нашей стороны прозвучало предложение, что надо сформировать рабочую группу и посмотреть, какие это нарушения, а может быть, даже законодательство исправить, чтобы не было нарушений. Приводился пример по действиям, а вернее, бездействию муниципалитетов по развитию транспортной инфраструктуры. Управление оценивает бездействие муниципалитетов как нарушение.  Для разрешения проблем, наверное, нужны рабочие группы, хотя бы для понимания того, куда двигаться. С другой стороны, Юрий Николаевич сказал, что у него вызывают большие сомнения некоторые данные статистики. Например, то, что малый и средний бизнес обеспечивает на 71 процент закупки монопольных организаций.  Это вызывает, на его взгляд, большие сомнения, потому что средняя величина закупок по стране со стороны монополистов от малого и среднего бизнеса составляет 50-55 процентов.  Еще пример: свыше 70 процентов торгов в сфере ЖКХ не состоялись из-за того, что был заявлен всего лишь один кандидат на выполнение работ. Соответственно, свыше 70 процентов договоров заключаются уже на монопольной основе.  

Кроме того, ставился вопрос – существует такое мнение, что ФАС, в основном, работает по заявлениям, инициативы самой службы не приветствуются, поскольку это считается коррупционной составляющей. На это Юрий Николаевич сказал, что они ведут работу. Например, было выявлено, что есть ряд нарушений в компаниях, обеспечивающих жителей теплом, они не выполняют установленные законодательством нормы. В частности, горячая вода в некоторых районах отключается больше чем на 14 дней. Это как раз задача антимонопольной службы, и они будут принимать соответствующие меры.

 - Был заявлен вопрос о ценах на бензин. Что обсуждалось в этом направлении?

- Большой доклад с большим количеством цифр был сделан работниками службы по поводу повышения цен на топливо. Сегодня это очень горячая тема, поскольку за считанные дни заправки подняли цены более чем на 10 процентов. Самое большое увеличение произошло по дизельному топливу. Было отмечено, что в этом вопросе два уровня: компетенция Федеральной службы по производителям и первоначальным поставщикам, а другая компетенция – управления в субъекте Федерации, которое смотрит уже розничные продажи и мелкий опт. Были приведены данные, что розничные мелкооптовые сети повысили цены меньше, чем цены производителей. Юрий Николаевич сказал, что вопрос по топливу стоит на контроле. По мнению управления ФАС, все проблемы с ценой на топливо связаны с тем, что у нас в регионе доминирует один крупный оптовик, который поставляет топливо на рязанские заправки, это на грани монополии.  В частности, по увеличению цены на дизельное топливо Рязань занимает второе место в ЦФО после Московской области. А в Липецкой области дизельное топливо стоит на 7 рублей дешевле, чем в Рязанской области. Может, исполнительной власти необходимо принять какие-то другие меры? Юрий Николаевич сказал, что он периодически дает губернатору рекомендации о том, что необходимо сделать.