Владимир Моторжин: «Неналоговые платежи начинают переходить дорогу налогам»

Поделиться:

30 июня состоялось заседание Общественного экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Рязанской области. В работе совета принял участие председатель Рязанского регионального отделения «Деловой России» Владимир Моторжин. Сегодня он рассказывает о том, какие вопросы рассматривались на заседании экспертного совета.                             

- Владимир Валентинович, что сейчас волнует экспертное бизнес-сообщесво?

- Я бы выделил два вопроса, которые обсуждались на совете. Первый – это создание реестра неналоговых платежей. Имеются в виду обязательные затраты в связи с разрешениями либо государственных органов, не относящихся к налогам, либо монопольных органов, либо отдельных поставщиков. Например, изменяется внутреннее  положение о поставке газа. Если раньше котельные до 100 киловатт не подлежали обязательной регистрации в Ростехнадзоре, теперь даже на маленькие котельные накладываются свои обременения. Необходимо сделать аттестацию котельной, застраховать ее. Должны быть аттестованы люди, которые работают в котельной, несмотря даже на то, что  в современных автоматических котельных присутствие человека вообще не требуется. Нужно в обязательном порядке провести экспертизу здания на возможность размещения там котельной. Но, естественно, экспертиза сколько-то стоит, обучение персонала сколько-то стоим, и  т.д.

И еще пример. Необходимо заменить одни счетчик на другой.  Необходимо, чтобы другие счетчики были, а действующие счетчики по каким-то причинам не устраивают. Но старый-то счетчик не вышел из строя, и считает все правильно, почему его надо менять? Нам говорят, вот мы так хотим! Но мало ли кто чего хочет. Я, может быть, тоже чего-то хочу, но я не могу диктовать своему потребителю определенные условия, а они могут. Соответственно, это накладывает определенные затраты на бизнес. Хотелось бы, чтобы эти затраты были понятны, их было легко посчитать, чтобы мы понимали, сколько бизнес тратит на все эти выдумки.

Нельзя сказать, что все эти нововведения неправильны, наверное, они правильны, но до этого все работало без них, и с введением этих новинок бизнес получает обременение. Кроме этого, такие дополнительные требования имеют коррупционный налет. Вот  у нас аккредитована только эта организация, которая делает, например, оценку. И мы вынуждены туда идти, понимая, что оценка этой организацией наверняка будет принята. Возможно, это не коррупция, но мы создаем прецедент. Хорошо ли это?

- Кто должен формировать этот реестр?

У меня было предложение обратиться в правительство с тем, чтобы сформировали такой реестр. Было предложение, чтобы сами бизнесмены его написали, но я настаивал на том, чтобы это сделало правительство, а бизнес поправил каждый в своей части, потому сто по каждой отрасли свои проблемы, у каждой свои обязательные платежи. Я высказал свою точку зрения: это федеральное решение, но местные органы будут трактовать это по-своему. Бизнес не знает, кто это придумал, он знает, что это введено, и пусть все это будет публично, и все будут об этом знать.

Этот вопрос поднимался весной, не заседании регионального совета «Деловой России». Там выступал федеральный омбудсмен Борис Титов. Он просил регионы очень внимательно отнестись к этому, потому что в разных регионах неналоговые платежи разные, и в ряде случаев, по некотором отраслям они зашкаливают, становятся больше, чем налоговые. Получается, что межведомственные неналоговые платежи начинают переходить дорогу налоговым платежам. Предприниматель понимает, что ему и там, и там надо будет платить. Но что является обязательным, приоритетным? Может  быть, все-таки налоговые платежи?  Здесь некая конкуренция государства и ведомств.

- А второй вопрос?

Существует определенная льгота, по которой движимые средства не подлежат налогообложению. Обсуждался вопрос - оставлять эту льготу или нет. Экспертами высказывались мнения о том, что бюджет области находится в таком состоянии, что его надо наполнять. Но сколько даст в бюджет снятие этой льготы? ТТП вместе с РСПП делали эту оценку. Дополнительно бюджет может получить примерно 1 млрд 100 млн рублей. Но с точки зрения бизнеса, это введение дополнительного налога. Хорошо ли это? Представитель строительного бизнеса сказал, что это принесет огромный ущерб и будет разорение ряда строительных компаний, которые обладают кранами, машинами, механизмами, тракторами. За все это нужно будет дополнительно платить, а сегодня строительный бизнес находится в не очень хорошем положении, экономическая ситуация неблагоприятна для введения этого налога.

Владимир Кутенцин, руководитель регионального отделения РСПП, сказал, что нельзя идти таким путем – нет, не хотим. Может быть, ввести этот налог ступенчато, пошагово, чтобы это не было болезненно для развития бизнеса в регионе. Я предложил отложить этот вопрос.  Потому что пока непонятно, нет разбивки по отраслям, на каки6е отрасли этот налог больше всего ляжет. Представитель ТПП пояснил, что 1 млрд. 100 млн. принесет только крупный бизнес, а как все это повлияет на средний и малый бизнес? Этот вопрос никто не исследовал, поэтому я и предложил отложить принятие решения, а правительству доработать этот вопрос.