«Черные списки» банков: борьба с отмыванием денег или способ давления на предпринимателей?

Поделиться:

26 октября нынешнего года Борис Титов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», выступая в Рязани перед журналистами во время проведения конференции «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России», заявил: «Есть проблема по налогам, особенно сегодня по блокировке счетов в связи с «черными списками» Центрального банка, у многих компаний заблокировали счета, мы сейчас разбираемся с этим». Поскольку речь при этом шла об оценке работы рязанского омбудсмена, очевидно, что Борис Юрьевич имел в виду блокировку счетов именно рязанских компаний.

О каких «черных списках» говорил Борис Титов и почему эта проблема стала актуальна сейчас? В 2017 году Банк России внедрил механизм обмена с банками информацией об отказах в обслуживании сомнительным клиентам. Основания для таких отказов существовали и раньше, но банки зачастую не знали, что тому или иному лицу другая кредитная организация уже отказала в обслуживании. Теперь, наряду с «основаниями для отказа» заработал и механизм обмена данными, в результате участились жалобы со стороны предпринимателей на отказы в банковском обслуживании. О том, что подобные факты становятся массовыми, говорит следующий факт: рассмотрению этой проблемы в конце октября было посвящено совещание в Банке России, в котором принимали участие члены генсовета «Деловой России», представители Росфинмониторинга, аппарата уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, «Опоры России» и Ассоциации банков «Россия».

В результате обсуждения Банк России выпустил сообщение, в котором, в частности, говорится: «Представители уполномоченного по правам предпринимателей и бизнес-объединений подчеркнули, что для добросовестных клиентов должен быть действенный механизм исключения сведений из базы данных об отказах. Участники совещания приняли решение о совместной работе по созданию такого механизма». Таким образом, существование «черных списков» официально признается, они тактично называются «базой данных об отказах».

Как этот механизм действует на практике? Мы расскажем об одном случае, произошедшем с членом Рязанского регионального отделения «Деловой России». Фамилию и название компании не называем по просьбе самого предпринимателя из-за опасений дальнейших неприятностей.

Итак, 12 сентября 2017 года без предупреждений и объяснений был заблокирован доступ компании к онлайн-банку. На следующий день компания направила в отделение банка запрос об объяснении причин блокировки. Надо сказать, что расчетный счет компания имеет в весьма уважаемом банке – в ОО «Рязанский» филиала №3652 банка ВТБ24 (ПАО) в г.Воронеж. Ответ не заставил себя ждать. Уже 14 сентября банк объяснил свои действия. Из ответа следовало, что операции по счету компании могут «нести для ВТБ 24 (ПАО) высокие правовые риски, а также риск потери деловой репутации, поэтому банк ограничил дистанционное использование вашего счета». Кроме того, ссылаясь на Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк просит предоставить документы, являющиеся основанием совершения операций по счету, а также документы, раскрывающие экономический смысл операций.

28 сентября компания предоставила в банк все необходимые, как считает предприниматель, документы (56 наименований), однако доступ к онлайн-банку не был восстановлен. И лишь только после дополнительного письменного обращения, 17 октября  из банка был получен еще один ответ, резюме которого гласило: «Предоставленные Вами документы явились недостаточным основанием для возобновления расходных операций». Сам список необходимых документов банк не предоставил. Кроме того, по аверению предпринимателя, в банке ему устно предложили добровольно отказаться от обслуживания и закрыть счет. Соответственно, в других банках, куда обращался предприниматель, открыть счет отказались.

Рязанское региональное отделение «Деловой России», куда обратился за помощью член организации, посчитало, что данная ситуация может рассматриваться как борьба за рынок, т.е. налицо – уничтожение конкуренции, а действие (бездействие) филиала банка ВТБ24 нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления данной деятельности. Соответствующее обращение отделение «Деловой России» направило не только в адрес филиала банка, но и Управляющему Отделения по Рязанской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО, руководителю УФАС по Рязанской области и уполномоченному по защите прав предпринимателей Рязанской области. 

В свою очередь, бизнес-омбудсмен Рязанской области Егор Бурцев для обобщения подобных случаев направил письмо в адрес бизнес-объединений Рязанской области, в котором призвал сообщить об имеющихся случаях блокировки счетов предпринимателей в соответствии с 115-ФЗ. Пока данные по нашему региону собираются, можем привести статистику в целом по России.

По данным общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали около 500 тыс. счетов предпринимателей, сообщает «Коммерсант».  Как пояснил общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей на рынке финансовых услуг Олег Иванов, банкиры не только отказывают в проведении отдельных операций, но и блокируют счета клиентов банков (вследствие чего и денежные средства на этих счетах фактически замораживаются). Кроме того, банки требуют от клиентов отказаться от сотрудничества с отдельными контрагентами, а порой и настаивают на добровольном отказе клиента от обслуживания в банке. На основании массовых жалоб Борис Титов направил председателю Банка России Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой разобраться в ситуации.

По видимому, реакцией на письмо Бориса Юрьевича и явилось проведение совещания в Банке России, о котором мы рассказали в начале статьи. Член генсовета «Деловой России», глава комитета по финансовым услугам Галина Изотова так описала ситуацию, рассмотренную на совещании: «Предприниматели, уже попавшие по какой-либо причине в “чёрный список” в связи с отсутствием законного механизма их реабилитации и исключения из списка в судебном порядке должны доказывать, что подозрения кредитной организации безосновательны. Что само по себе выглядит несколько абсурдно, так как Методические рекомендации Банка РФ не являются нормативным актом и содержат только свод ориентиров, которые должны использовать банки для борьбы с “отмыванием” преступных доходов и финансирования терроризма».

Борис Титов, с которым герой нашей публикации встретился в Рязани 26 октября, также посоветовал в качестве единственного законного варианта разрешения проблемы обратиться в суд. Получается, что «нарушителем» предприниматель становится без суда, по решению банковских работников, а восстанавливать честное имя вынужден в суде против банковской системы.

Будем ожидать, что филиал банка ВТБ24, отделение ГУ ЦБ РФ и региональное УФАС разберутся в этих хитросплетениях и подскажут выход из ситуации с рязанским предпринимателем, которая является лишь частным примером глобальной проблемы, серьезно обсуждаемой на Федеральном уровне.