«Стукачество» XXI века?

Поделиться:

21 ноября отмечается день работника налоговых органов России. Именно в этот праздничный день Управление федеральной налоговой службы по Рязанской области направило в адрес Рязанского регионального отделения «Деловой России» письмо. В письме этом сообщается, что УФНС России по Рязанской области проводит активную работу по предотвращению применения налогоплательщиками схем дробления бизнеса с использованием специальных налоговых режимов. Еще в мае 2019 года УФНС сообщало о выявлении налоговыми органами фактов злоупотребления налогоплательщиками налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса, а также просило направлять в адрес Управления известную представителям «Деловой России» информацию о фактах таких злоупотреблений.

В письме от 21 ноября УФНС фактически просит в срок до 27 ноября 2019 года сообщить о проделанной работе в этом направлении и все-таки сообщить имеющуюся информацию по известным фактам дробления бизнеса.

О чем здесь идет речь? Обратимся к разъяснению самой налоговой службы:

«Схема «дробления» бизнеса с целью использования преимуществ, которые дают налогоплательщикам специальные режимы налогообложения, достаточно часто используется в последнее время налогоплательщиками  для минимизации налоговых обязательств.

При общепринятой системе налогообложения налогоплательщик уплачивает как минимум налог на добавленную стоимость (20%) и налог на прибыль организаций (20%). При применении специальных налоговых режимов речь идет лишь об одном из двух вариантов:

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД), составляющий 15% от налоговой базы (торговая площадь, численность, количество транспортных средств);
- упрощенная система налогообложения (УСНО) с объектом налогообложения «доходы» и ставкой 6% или с объектом налогообложения «доходы-расходы» и ставкой 15%.

Законодатель предусмотрел ряд ограничений для применения специальных налоговых режимов:

- по площади торгового зала не более 150 кв.м. (для розничной торговли);

- по численности до 100 человек;

- по сумме дохода и ряд других.

Цель применения специальных налоговых режимов - поддержка малого и среднего бизнеса. При этом нерадивые предприниматели, бизнес которых расширился, используют указанные нормы законодательства, исключительно в личных интересах, искусственно подводя показатели своей деятельности под возможность применения пониженных ставок налогов путем «дробления» бизнеса посредством регистрации подконтрольных фирм!

В результате дробления вместо одной организации появляется ряд новых самостоятельных структур, применяющих определенный специальный налоговый режим и выполняющих хозяйственные функции, в т.ч. ранее выполняемые прежней организацией.

Налоговыми рисками в данном случае выступает снижение налоговой нагрузки по группе бизнеса, и как результат – уклонение от налогообложения».

Подробнее позиция налоговой службы изложена в письме ФНС от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@ и в письме ФНС от 29 декабря 2018 г. N ЕД-4-2/25984. Фактически налоговики одной из стратегических целей на ближайшее время объявляют усиление контроля за схемами  фиктивного дробления бизнеса. При этом, ФНС отмечает, что необходимо исключить предъявление необоснованных претензий к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта.

Юристы в области налогового права отмечают, что налоговые органы  ищут в разделении бизнеса недобросовестность, «искусственность» и связанные с этим факты недопустимой минимизации налогообложения. Для квалификации искусственного дробления бизнеса в качестве налогового преступления такое «дробление», как минимум должно совершаться умышленно и быть направленным на избежание уплаты налогов (их минимизацию) и  должно нарушать установленные налоговым законодательством правила. Об этом подробно можно прочитать, например, здесь.

И конечно, ни в письмах ФНС, ни в комментариях специалистов – нигде не упоминается такой прием, как сообщение предпринимателями об известных им фактах дробления бизнеса в налоговые органы. Похоже, это «стукачество XXI века» - эксклюзив Управления ФНС России по Рязанской области.

Ситуацию комментирует член совета Рязанского регионального отделения «Деловой России», член общественного совета при УФНС России по Рязанской области Фарид Тимирзянов:

«Юридически такого термина – дробление бизнеса - не было, раньше все писалось в кавычках, теперь стало общеупотребительным. Критерий один: налоговики говорят: вы можете применять все системы налогообложения, которые существуют, но если единственной целью применения этих систем является уменьшение налогов, то это считается незаконным и доначисляются налоги. Если имеется экономическое обоснование существования отдельных малых предприятий, то претензий быть не должно.

Что касается просьбы сообщать об известных нам фактах - с нашей точки зрения это можно расценивать только негативно. Мы движемся к западному обществу в самых неприглядных его проявлениях. Это можно назвать стукачеством. Но с точки зрения налоговых органов – а почему бы нет? Ведь они делают свою работу. Кто-то на кого-то может быть обижен, почему бы ему не передать органам интересующую их информацию?

Да, сейчас мы наблюдаем очередной этап борьбы УФНС за увеличение налоговых сборов. Можно сказать, что первое, что они сделали – прикрыли неконтролируемые конторы по обналичке. Сейчас следующий этап – какое-то время уйдет на борьбу с оптимизацией налоговых платежей, с дроблением бизнеса – это то, что мы сейчас наблюдаем. Можно спрогнозировать, что будет дальше, а дальше, через несколько лет нас ждет самое интересное. Наверняка налоговые органы доберутся до банковских карточек. У нас будет как на Западе: пришла на карту денежка – будь добр отчитайся: откуда, почему? Если не смог отчитаться – заплати налог. Вот тогда это коснется практически всех».